Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 18 № 517457
i

Най­ди­те все зна­че­ния а, при каж­дом из ко­то­рых урав­не­ние

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3x минус 2 конец ар­гу­мен­та \ln левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3x минус 2 конец ар­гу­мен­та \ln левая круг­лая скоб­ка 2x плюс a пра­вая круг­лая скоб­ка

имеет ровно один ко­рень на от­рез­ке [0; 1].

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

За­пи­шем урав­не­ние в виде  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3x минус 2 конец ар­гу­мен­та левая круг­лая скоб­ка \ln левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка минус \ln левая круг­лая скоб­ка 2x плюс a пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка =0 и рас­смот­рим два слу­чая.

Пер­вый слу­чай:  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3x минус 2 конец ар­гу­мен­та =0 рав­но­силь­но x= дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , Этот ко­рень лежит на от­рез­ке [0;1]. Оста­ет­ся про­ве­рить усло­вия:

 си­сте­ма вы­ра­же­ний x минус a боль­ше 0,2x плюс a боль­ше 0. конец си­сте­мы .

То есть если

 си­сте­ма вы­ра­же­ний дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби минус a боль­ше 0, дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби плюс a боль­ше 0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но минус дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби мень­ше a мень­ше дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Вто­рой слу­чай:

 си­сте­ма вы­ра­же­ний \ln левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка минус \ln левая круг­лая скоб­ка 2x плюс a пра­вая круг­лая скоб­ка =0,3x минус 2\geqslant0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний x минус a=2x плюс a,x минус a боль­ше 0, 3x минус 2\geqslant0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний x= минус 2a, минус 3a боль­ше 0, минус 6a минус 2\geqslant0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний x= минус 2a, a\leqslant минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби . конец си­сте­мы .

Ко­рень  минус 2a лежит на от­рез­ке [0; 1] при  минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби мень­ше или равно a\leqslant0. Для вто­ро­го слу­чая по­лу­ча­ем  минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби мень­ше или равно a мень­ше или равно минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Корни урав­не­ния x= дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби и x= минус 2a сов­па­да­ют при a= минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Таким об­ра­зом, ис­ход­ное урав­не­ние имеет ровно один ко­рень на от­рез­ке [0; 1] при  минус дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби мень­ше a мень­ше минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби и  минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби мень­ше или равно a мень­ше дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

 

Ответ:  минус дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби мень­ше a мень­ше минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби мень­ше или равно a мень­ше дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­чен пра­виль­ный ответ.4
С по­мо­щью вер­но­го рас­суж­де­ния по­лу­че­но мно­же­ство зна­че­ний a, от­ли­ча­ю­ще­е­ся вклю­че­ни­ем/ис­клю­че­ни­ем точек a= минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби и/или a= минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби 3
В ре­ше­нии верно най­де­ны все гра­нич­ные точки a= минус дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ,a= минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ,a= минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ,a= дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , но не­вер­но опре­де­ле­ны про­ме­жут­ки

ИЛИ

верно прой­де­ны все этапы ре­ше­ния, но не­вер­но най­де­ны гра­нич­ные точки мно­же­ства зна­че­ний a из-за вы­чис­ли­тель­ной ошиб­ки

2
Верно рас­смот­рен хотя бы один из слу­ча­ев ре­ше­ния и по­лу­чен один из про­ме­жут­ков  левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка , левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка или  левая квад­рат­ная скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка воз­мож­но, с ис­клю­че­ни­ем гра­нич­ных точек

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0

Аналоги к заданию № 517432: 517436 517443 517450 ... Все

Источники:
Классификатор алгебры: Урав­не­ния с па­ра­мет­ром, Урав­не­ния сме­шан­но­го типа
Методы алгебры: Пе­ре­бор слу­ча­ев, Пе­ре­бор слу­ча­ев
Yakov Gutorov 02.01.2018 11:45

Я долго думал над этой за­да­чей и при­шел к вы­во­ду, что кроме удо­вле­тво­ре­ния ОДЗ в пер­вом слу­чае не­об­хо­ди­мо до­пи­сать, что

x-a не равно 2x+a, ибо усло­вия >0 поз­во­ля­ют су­ще­ство­вать корню 2/3, но не ис­клю­ча­ют воз­мож­ность ра­вен­ства 2x+a=x-a.

Во вто­ром слу­чае не­об­хо­ди­мо ра­вен­ство ло­га­риф­ми­ру­е­мых вы­ра­же­ний(что было со­вер­шен­но верно за­пи­са­но), одз. Тогда мы со­вер­шен­но точно можем ска­зать, что да, среди ло­га­риф­мов есть ко­рень. Но 2/3 никто не от­ме­нял! Он ко­рень по умол­ча­нию, и чтобы его ис­клю­чить, до­пол­ни­тель­ное не­об­хо­ди­мо усло­вие, что 2/3 НЕ УДО­ВЛЕ­ТВО­РЯ­ЕТ ОБ­ЛА­СТИ ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ ЛО­ГА­РИФ­МА, т.е. ко­рень в ноль не об­ра­ща­ет­ся. Для этого до­ста­точ­но из­ме­нить знак 3x-2>=0 на >

Александр Иванов

Yakov, в Ваших рас­суж­де­ни­ях Вы пы­та­е­тесь сразу от­ве­тить на во­прос о един­ствен­но­сти корня, по­это­му до­бав­ля­е­те огра­ни­че­ний (не все­гда вер­ных). В нашем ре­ше­нии сна­ча­ла на­хо­дят корни и усло­вия их су­ще­ство­ва­ния, а потом уже вы­яс­ня­ют един­ствен­ность, где и учи­ты­ва­ют воз­мож­ность сов­па­де­ния кор­ней.