Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

За круг­лый стол на 9 сту­льев в слу­чай­ном по­ряд­ке рас­са­жи­ва­ют­ся 7 маль­чи­ков и 2 де­воч­ки. Най­ди­те ве­ро­ят­ность того, что обе де­воч­ки будут си­деть рядом.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть пер­вой за стол сядет де­воч­ка, рядом с ней есть два места, на каж­дое из ко­то­рых может сесть 8 че­ло­век, из ко­то­рых толь­ко одна де­воч­ка. Таким об­ра­зом, ве­ро­ят­ность, что де­воч­ки будут си­деть рядом, равна  дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби = 0,25.

 

Ответ: 0,25.

 

При­ведём дру­гое ре­ше­ние (пе­ре­ста­нов­ки).

Число спо­со­бов рас­са­дить 9 че­ло­век по де­вя­ти сту­льям равно 9!. Бла­го­при­ят­ным яв­ля­ет­ся слу­чай, когда на «пер­вом» стуле сидит «пер­вая» де­воч­ка, на со­сед­нем спра­ва сидит «вто­рая» де­воч­ка, а на осталь­ных семи сту­льях про­из­воль­ным об­ра­зом рас­са­же­ны маль­чи­ки. По­сколь­ку вы­брать «первую» де­воч­ку можно двумя спо­со­ба­ми, ко­ли­че­ство таких ис­хо­дов равно 2 умно­жить на 7!. А так как «пер­вым» сту­лом может быть любой из де­вя­ти сту­льев (сту­лья стоят по кругу), ко­ли­че­ство бла­го­при­ят­ных ис­хо­дов нужно умно­жить на 9. Таким об­ра­зом, ве­ро­ят­ность того, что обе де­воч­ки будут си­деть рядом, равна 9 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 2 умно­жить на 1 умно­жить на 7!, зна­ме­на­тель: 9! конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби =0,25.

 

При­ведём дру­гое ре­ше­ние (кру­го­вые пе­ре­ста­нов­ки).

На­пом­ним, что число спо­со­бов, ко­то­ры­ми можно рас­по­ло­жить n раз­лич­ных объ­ек­тов по n рас­по­ло­жен­ным по кругу ме­стам, равно (n − 1)!. По­это­му по­са­дить за круг­лым сто­лом 9 детей можно 8! спо­со­ба­ми. Объ­еди­ним двух де­во­чек в пару, это можно сде­лать двумя спо­со­ба­ми; рас­са­дить по кругу 7 маль­чи­ков и эту не­де­ли­мую пару можно 7! спо­со­ба­ми. Таким об­ра­зом, по­са­дить детей тре­бу­е­мым об­ра­зом можно 2 · 7! спо­со­ба­ми, по­это­му ис­ко­мая ве­ро­ят­ность равна  дробь: чис­ли­тель: 2 умно­жить на 7!, зна­ме­на­тель: 8! конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби .

 

При­ме­ча­ние.

Рас­суж­дая ана­ло­гич­но, по­лу­чим, что в общем слу­чае для n де­во­чек и m маль­чи­ков, си­дя­щих де­воч­ки с де­воч­ка­ми, а маль­чи­ки с маль­чи­ка­ми, ко­ли­че­ство спо­со­бов за­нять места за кру­го­вым сто­лом равно n!m!, а ве­ро­ят­ность слу­чай­ной рас­сад­ки тре­бу­е­мым об­ра­зом равна  дробь: чис­ли­тель: n!m!, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка n плюс m минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ! конец дроби .

Кодификатор ФИПИ/Решу ЕГЭ:
Никита Литвинко 23.01.2017 20:54

Села де­воч­ка. Рядом есть два места, но не суть, шанс что сядет рядом еще одна де­воч­ка = 1 че­ло­век из 8-ми остав­ших­ся. Это 1/8, какие еще 2/8? Сами по­су­ди­те, 25% шанс боль­ше­ват на такое со­бы­тие.

Александр Иванов

Боль­ше­ват - не боль­ше­ват, а ответ 0,25.

Арсений Федоров 07.08.2022 15:16

Могу пред­ло­жить аль­тер­на­тив­ное ре­ше­ние пе­ре­бо­ром, если кто-то фор­му­лы забыл. Пред­по­ло­жим, что стол пря­мо­уголь­ный, тогда ва­ри­ан­тов сесть рядом (без учета пе­ре­ста­но­вок) 8. Сесть через од­но­го - 7. Через двух - 6. Итого: Сумма 8+7+6+...+1=36. А те­перь вспо­ми­на­ем, что стол круг­лый, тогда ва­ри­ант - де­воч­ки сидят по краям пря­мо­уголь­но­го стола, - это то же самое, что они сидят рядом у круг­ло­го стола. (8+1)/36=0.25