Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

а)  При­ве­ди­те при­мер та­ко­го на­ту­раль­но­го числа n, что числа n2 и (n + 16)2 дают оди­на­ко­вый оста­ток при де­ле­нии на 200.

б)  Сколь­ко су­ще­ству­ет трёхзнач­ных чисел n с ука­зан­ным в пунк­те а свой­ством?

в)  Сколь­ко су­ще­ству­ет двух­знач­ных чисел m, для каж­до­го из ко­то­рых су­ще­ству­ет ровно 36 трёхзнач­ных чисел n, таких, что n2 и (n + m)2 дают оди­на­ко­вый оста­ток при де­ле­нии на 200.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  На­при­мер, число 17.

б)  Если два числа дают оди­на­ко­вых оста­ток при де­ле­нии на 200, то их раз­ность будет де­лить­ся на 200. Имеем:

 левая круг­лая скоб­ка n плюс 16 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус n в квад­ра­те =32 левая круг­лая скоб­ка n плюс 8 пра­вая круг­лая скоб­ка ,

 дробь: чис­ли­тель: 32 левая круг­лая скоб­ка n плюс 8 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 200 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 4 левая круг­лая скоб­ка n плюс 8 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 25 конец дроби .

Сле­до­ва­тель­но, n плюс 8 де­лит­ся на 25, от­ку­да n=25k минус 8. Тогда

 си­сте­ма вы­ра­же­ний 25k минус 8 боль­ше или равно 100,25k минус 8 мень­ше или равно 999 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний k боль­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 108, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби ,k мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 1007, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби конец си­сте­мы . \undersetk при­над­ле­жит N\mathop рав­но­силь­но 5 мень­ше или равно k мень­ше или равно 40.

Таким об­ра­зом, су­ще­ству­ет 36 чисел.

в)  По усло­вию  дробь: чис­ли­тель: левая круг­лая скоб­ка n плюс m пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус n в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 200 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: m левая круг­лая скоб­ка 2n плюс m пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 200 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2nm плюс m в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 200 конец дроби   — целое, по­это­му m  — чет­ное, то есть m=2k. Имеем:

 дробь: чис­ли­тель: 4nk плюс 4k в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 200 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: nk плюс k в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 50 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: k левая круг­лая скоб­ка n плюс k пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 2 умно­жить на 25 конец дроби   — целое, m  — дву­знач­ное, по­это­му 5 мень­ше или равно k мень­ше или равно 49.

 

1)  Пусть k  =  25, тогда n может быть любым трех­знач­ным не­чет­ным чис­лом, ко­то­рых го­раз­до боль­ше, чем 36.

2)  Пусть k не равно 25, но крат­но пяти. Зна­чит, (n + k) крат­но 10. В за­ви­си­мо­сти от k по­дой­дут либо все чет­ные трех­знач­ные числа, де­ля­щи­е­ся на 5, либо не­чет­ные, де­ля­щи­е­ся на 5. В любом слу­чае таких чисел боль­ше 36.

3)  Пусть k не крат­но 5, k  — не­чет­ное, но сумма (n + k) крат­на 50. По­сколь­ку k при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 5;49 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , то (n + k) с уче­том усло­вия 150\leqslant левая круг­лая скоб­ка n плюс k пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно 1000 при­ни­ма­ет все зна­че­ния, крат­ные 50, при­чем на одно зна­че­ние  — одно зна­че­ние m. Сле­до­ва­тель­но, для каж­до­го k воз­мож­но 18n, что не под­хо­дит по усло­вию за­да­чи.

4)  Пусть k не крат­но 5, k  — чет­ное, и сумма (n + k) крат­на 25. Рас­суж­дая ана­ло­гич­но пунк­ту 3) при k при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 6;24 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , и  левая круг­лая скоб­ка n плюс k пра­вая круг­лая скоб­ка при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 125;1000 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , воз­мож­ных зна­че­ний (n + k)  — 36, по­это­му воз­мож­ных зна­че­ний n тоже 36. При k при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 26;48 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , и  левая круг­лая скоб­ка n плюс k пра­вая круг­лая скоб­ка при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 150;1025 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка воз­мож­ных зна­че­ний (n + k)  — 36, по­это­му воз­мож­ных зна­че­ний n тоже 36. В таб­ли­це пред­став­ле­ны под­хо­дя­щие k и со­от­вет­ству­ю­щие им m. Их 18.

 

k6812141618222426283234363842444648
m121624283236444852566468727684889296

 

Ответ: а)  17; б)  36; в)  18.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

―  обос­но­ван­ное ре­ше­ние в п. а;

―  при­мер в п. б;

―  ис­ко­мая оцен­ка в п. в;

―  при­мер в п. в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность преды­ду­щей оцен­ки.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 515787: 674803 674810 Все

Источники:
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства