Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 661297
i

На доске на­пи­са­ли не­сколь­ко не обя­за­тель­но раз­лич­ных дву­знач­ных на­ту­раль­ных чисел без нулей в де­ся­тич­ной за­пи­си. Сумма этих чисел ока­за­лась рав­ной 2376. Затем в каж­дом числе по­ме­ня­ли ме­ста­ми первую и вто­рую цифры (на­при­мер, число 17 за­ме­ни­ли на число 71).

а)  При­ве­ди­те при­мер ис­ход­ных чисел, для ко­то­рых сумма по­лу­чив­ших­ся чисел ровно в 3 раза боль­ше, чем сумма ис­ход­ных чисел.

б)  Могла ли сумма по­лу­чив­ших­ся чисел быть ровно в 6 раз боль­ше, чем сумма ис­ход­ных чисел?

в)  Най­ди­те наи­боль­шее воз­мож­ное зна­че­ние суммы по­лу­чив­ших­ся чисел.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть пер­вые цифры чисел равны a1, a2, ..., an, а вто­рые цифры равны b1, b2, ..., bn. Сами числа тогда равны

10 a_1 плюс b_1,

10 a_2 плюс b_2,

 \ldots,

10 a_n плюс b_n.

Их сумма равна

 10 левая круг­лая скоб­ка a_1 плюс a_2 плюс \ldots плюс a_n пра­вая круг­лая скоб­ка плюс b_1 плюс b_2 плюс \ldots плюс b_n.

Обо­зна­чая

 a_1 плюс a_2 плюс \ldots плюс a_n = A,

 b_1 плюс b_2 плюс \ldots плюс b_n = B,

по­лу­чим, что сумма была равна  10 A плюс B, а ста­нет равна  10 B плюс A.

а)  Решая си­сте­му

 си­сте­ма вы­ра­же­ний 10 A плюс B = 2376, 10 B плюс A = 2376 умно­жить на 3, конец си­сте­мы .

по­лу­чим A = 168 и  B = 696. Можно, на­при­мер, взять 168 чисел, у каж­до­го из ко­то­рых пер­вая цифра равна 1, а вто­рая у 24 чисел равна 5, а у осталь­ных 144 равна 4, тогда A и B по­лу­чат­ся как раз та­ки­ми, как нужно. Итак, го­дят­ся 144 числа 14 и 24 числа 15.

б)  Решая си­сте­му  10 A плюс B = 2376,  10 B плюс A = 2376 умно­жить на 6, по­лу­ча­ем  A = 96,  B = 1416. Но  A = 9 6 озна­ча­ет, что чисел не более 96, а тогда сумма их по­след­них цифр не пре­вос­хо­дит  96 умно­жить на 9 мень­ше 1416.

в)  Решая си­сте­му  10 A плюс B = 2376,  10 B плюс A = n, на­хо­дим

 B = 2376 минус 10 A,

23 760 минус 100 A плюс A = n,

от­ку­да

 A = дробь: чис­ли­тель: 23 760 минус n, зна­ме­на­тель: 99 конец дроби ,

 B = 2376 минус дробь: чис­ли­тель: 237 600 минус 10n, зна­ме­на­тель: 99 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 10 n минус 2376, зна­ме­на­тель: 99 конец дроби .

Из ре­ше­ния пунк­та б) видно, что B мень­ше или равно 9A, от­ку­да

 дробь: чис­ли­тель: 10 n минус 2376, зна­ме­на­тель: 99 конец дроби мень­ше или равно 9 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 23 760 минус n, зна­ме­на­тель: 99 конец дроби рав­но­силь­но 10 n минус 2376 мень­ше или равно 9 левая круг­лая скоб­ка 23 760 минус n пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но 19 n мень­ше или равно 2376 умно­жить на 91 рав­но­силь­но n мень­ше или равно 11 целая часть: 379, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 15, зна­ме­на­тель: 91 ,

то есть n мень­ше или равно 11 379.

Кроме того, A и B долж­ны по­лу­чить­ся це­лы­ми, то есть 23 760 – n долж­но быть крат­но 99. Тогда

 23 760 минус 11 379 = 12 381 = 125 умно­жить на 99 плюс 6,

по­это­му нужно умень­шить n как ми­ни­мум на 93, чтобы по­лу­чить раз­ность  126 умно­жить на 99. Итак,

n мень­ше или равно 11 379 минус 93 = 11 286.

До­ка­жем, что такое n воз­мож­но. Для него по­лу­ча­ем  A = 126,  B = 1116 и можно взять 126 чисел с пер­вой циф­рой 1, 18 из них со вто­рой циф­рой 8, а осталь­ные 108 со вто­рой циф­рой 9. Тогда

18 умно­жить на 18 плюс 108 умно­жить на 19 = 2376

и

 18 умно­жить на 81 плюс 108 умно­жить на 91 = 11 286.

 

Ответ: а)  144 числа 14 и 24 числа 15; б)  нет; в)  11 286.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­че­ны вер­ные от­ве­ты в пунк­тах а), б) и в).4
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те в) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те а) или б).3
Обос­но­ван­но по­лу­че­ны вер­ные от­ве­ты в пунк­тах а) и б)

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те в)

2
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те а) или б).1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 509847: 661297 661314 661325 ... Все

Источники:
Классификатор алгебры: Сю­жет­ные за­да­чи: кино, театр, мотки верёвки