Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

В груп­пе по­ров­ну юно­шей и де­ву­шек. Юноши от­прав­ля­ли элек­трон­ные пись­ма де­вуш­кам. Каж­дый юноша от­пра­вил или 4 пись­ма, или 21 пись­мо, причём и тех, и дру­гих юно­шей было не менее двух. Воз­мож­но, что какой-⁠то юноша от­пра­вил какой-⁠то де­вуш­ке не­сколь­ко писем.

а)  Могло ли ока­зать­ся так, что каж­дая де­вуш­ка по­лу­чи­ла ровно 7 писем?

б)  Какое наи­мень­шее ко­ли­че­ство де­ву­шек могло быть в груп­пе, если из­вест­но, что все они по­лу­чи­ли писем по­ров­ну?

в)  Пусть все де­вуш­ки по­лу­чи­ли раз­лич­ное ко­ли­че­ство писем (воз­мож­но, какая-то де­вуш­ка не по­лу­чи­ла писем во­об­ще). Ка­ко­во наи­боль­шее воз­мож­ное ко­ли­че­ство де­ву­шек в такой груп­пе?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть a юно­шей от­пра­ви­ли по 4 пись­ма и b юно­шей от­пра­ви­ли по 21 пись­му. Тогда ко­ли­че­ство де­ву­шек a плюс b, ко­ли­че­ство от­прав­лен­ных писем 4a плюс 21b.

а)  Спра­ши­ва­ет­ся, имеет ли урав­не­ние 4a плюс 21b=7 левая круг­лая скоб­ка a плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка ре­ше­ние. За­пи­шем его в виде 3a=14b. Ясно, что числа a=14, и b=3 яв­ля­ют­ся одним из ре­ше­ний. То есть если 14 юно­шей от­пра­ви­ли по 4 пись­ма и трое юно­шей от­пра­ви­ли по 21 пись­му, то всего они от­пра­ви­ли 119 писем, ко­то­рые можно рас­пре­де­лить между 17 де­вуш­ка­ми так, чтобы каж­дая по­лу­чи­ла ровно 7 писем.

б)  Общее ко­ли­че­ство писем 4a плюс 21b долж­но де­лить­ся на ко­ли­че­ство де­ву­шек a плюс b без остат­ка. За­ме­тим, что тогда в силу тож­де­ства 17b= левая круг­лая скоб­ка 4a плюс 21b пра­вая круг­лая скоб­ка минус 4 левая круг­лая скоб­ка a плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка , число 17b также долж­но де­лить­ся на a плюс b. Если a плюс b не де­лит­ся на 17, то b де­лит­ся на a плюс b, что про­ти­во­ре­чит усло­ви­ям a боль­ше 1,b боль­ше 1. Зна­чит, a плюс b де­лит­ся на 17. Наи­мень­шее на­ту­раль­ное число, де­ля­ще­е­ся на 17,  — это 17. При­мер того, что де­ву­шек может быть ровно 17, при­ведён в преды­ду­щем пунк­те.

в)  Пусть a юно­шей от­пра­ви­ли по 4 пись­ма и n минус a юно­шей от­пра­ви­ли по 21 пись­му. Тогда сум­мар­но они от­пра­ви­ли 4a плюс 21 левая круг­лая скоб­ка n минус a пра­вая круг­лая скоб­ка писем, а число по­лу­чен­ных де­вуш­ка­ми писем не мень­ше

0 плюс 1 плюс ... плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: n левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

По­лу­ча­ем

4a плюс 21 левая круг­лая скоб­ка n минус a пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно дробь: чис­ли­тель: n левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ,

от­ку­да 21n боль­ше дробь: чис­ли­тель: n левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби рав­но­силь­но n мень­ше 43.

При n=42 имеем 882 минус 17a боль­ше или равно 861 рав­но­силь­но 17a мень­ше или равно 21, что про­ти­во­ре­чит усло­вию a\geqslant2.

Если n=41,a=2, то сум­мар­ное ко­ли­че­ство от­прав­лен­ных писем равно 2 умно­жить на 4 плюс 39 умно­жить на 21=827. Эти пись­ма можно рас­пре­де­лить между де­вуш­ка­ми сле­ду­ю­щим об­ра­зом: 40 де­ву­шек по­лу­чи­ли от 0 до 39 писем и ещё одна  — 47. Таким об­ра­зом, наи­боль­шее воз­мож­ное ко­ли­че­ство де­ву­шек  — это 41.

 

Ответ: а)  да; б)  17; в)  41.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

―  обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. a;

―  при­мер в п. б;

―  ис­ко­мая оцен­ка в п. в;

―  при­мер в п. в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность преды­ду­щей оцен­ки

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 514200: 676908 Все

Источники:
Классификатор алгебры: Сю­жет­ные за­да­чи: кино, театр, мотки верёвки