Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 676908
i

В груп­пе по­ров­ну юно­шей и де­ву­шек. Юноши от­прав­ля­ли элек­трон­ные пись­ма де­вуш­кам. Каж­дый юноша от­пра­вил или 5 писем, или 16 писем, причём и тех, и дру­гих юно­шей было не менее двух. Воз­мож­но, что какой-то юноша от­пра­вил какой-то де­вуш­ке не­сколь­ко писем.

а)  Могло ли ока­зать­ся так, что каж­дая де­вуш­ка по­лу­чи­ла ровно 7 писем?

б)  Какое наи­мень­шее ко­ли­че­ство де­ву­шек могло быть в груп­пе, если из­вест­но, что все они по­лу­чи­ли писем по­ров­ну?

в)  Пусть все де­вуш­ки по­лу­чи­ли раз­лич­ное ко­ли­че­ство писем (воз­мож­но, какая-то де­вуш­ка не по­лу­чи­ла писем во­об­ще). Ка­ко­во наи­боль­шее воз­мож­ное ко­ли­че­ство де­ву­шек в такой груп­пе?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть a юно­шей от­пра­ви­ли по 5 писем и b юно­шей от­пра­ви­ли по 16 писем. Тогда ко­ли­че­ство де­ву­шек a + b, ко­ли­че­ство от­прав­лен­ных писем 5a + 16b.

а)  Спра­ши­ва­ет­ся, имеет ли урав­не­ние  5a плюс 16b = 7 левая круг­лая скоб­ка a плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка ре­ше­ние. За­пи­шем его в виде 2a  =  9b. Ясно, что числа a  =  9 и b  =  2 яв­ля­ют­ся одним из ре­ше­ний. То есть если 9 юно­шей от­пра­ви­ли по 5 писем и двое юно­шей от­пра­ви­ли по 16 писем, то всего они от­пра­ви­ли 77 писем, ко­то­рые можно рас­пре­де­лить между 11 де­вуш­ка­ми так, чтобы каж­дая по­лу­чи­ла ровно 7 писем.

б)  Общее ко­ли­че­ство писем 5a + 16b долж­но де­лить­ся на ко­ли­че­ство де­ву­шек a + b без остат­ка. За­ме­тим, что тогда в силу тож­де­ства  11b = левая круг­лая скоб­ка 5a плюс 16b пра­вая круг­лая скоб­ка минус 5 левая круг­лая скоб­ка a плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка , число 11b также долж­но де­лить­ся на a + b. Если a + b не де­лит­ся на 11, то b де­лит­ся на a + b, что про­ти­во­ре­чит усло­ви­ям  a боль­ше 1,  b боль­ше 1. Зна­чит, a + b де­лит­ся на 11. Наи­мень­шее на­ту­раль­ное число, де­ля­ще­е­ся на 11,  — это 11. При­мер того, что де­ву­шек может быть ровно 11, при­ведён в преды­ду­щем пунк­те.

в)  Пусть a юно­шей от­пра­ви­ли по 5 писем и n – a юно­шей от­пра­ви­ли по 16 писем. Тогда сум­мар­но они от­пра­ви­ли  5a плюс 16 левая круг­лая скоб­ка n минус a пра­вая круг­лая скоб­ка писем, а число по­лу­чен­ных де­вуш­ка­ми писем не мень­ше

 0 плюс 1 плюс \ldots плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: n левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

По­лу­ча­ем

 5a плюс 16 левая круг­лая скоб­ка n минус a пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно дробь: чис­ли­тель: n левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ,

от­ку­да  16n боль­ше дробь: чис­ли­тель: n левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , то есть  n мень­ше 33.

При n  =  32 имеем 512 минус 11 a боль­ше или равно 496, от­ку­да  11a мень­ше или равно 16, что про­ти­во­ре­чит усло­вию  a боль­ше или равно 2.

Если n  =  31, a  =  2, то сум­мар­ное ко­ли­че­ство от­прав­лен­ных писем равно  2 умно­жить на 5 плюс 29 умно­жить на 16 = 474. Эти пись­ма можно рас­пре­де­лить между де­вуш­ка­ми сле­ду­ю­щим об­ра­зом: 30 де­ву­шек по­лу­чи­ли от 0 до 29 писем и ещё одна  — 39. Таким об­ра­зом, наи­боль­шее воз­мож­ное ко­ли­че­ство де­ву­шек  — это 31.

 

Ответ: а)  да, б)  11, в)  31.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­че­ны вер­ные от­ве­ты в пунк­тах а), б) и в).4
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те в) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те а) или б).3
Обос­но­ван­но по­лу­че­ны вер­ные от­ве­ты в пунк­тах а) и б)

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те в)

2
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те а) или б).1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 514200: 676908 Все

Источники:
Классификатор алгебры: Сю­жет­ные за­да­чи: кино, театр, мотки верёвки