Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 17 № 563666
i

Дан па­рал­ле­ло­грамм ABCD с ост­рым углом А. На про­дол­же­нии сто­ро­ны AD за точку D взята точка M, такая, что CM  =  СD, а на про­дол­же­нии сто­ро­ны CD за точку D взята такая точка N, что AD  =  AN.

а)  До­ка­жи­те, что BM  =  BN.

б)  Най­ди­те MN, если AC  =  4,  синус \angle BAD = дробь: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: 17 конец дроби .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Рас­смот­рим тре­уголь­ни­ки NAB и BCM. По усло­вию AN  =  AD  =  BC, AB  =  CD  =  CM. В рав­но­бо­ких тра­пе­ци­ях NABC и ABCM равны углы A и C, а зна­чит, равны и углы NAB и BCM. Таким об­ра­зом, тре­уголь­ни­ки NAB и BCM равны по двум сто­ро­нам и углу между ними. Сле­до­ва­тель­но, равны со­от­вет­ствен­ные сто­ро­ны BN и BM этих тре­уголь­ни­ков. Это и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

б)  За­ме­тим, что ABCM и NABC  — рав­но­бо­кие тра­пе­ции, по­это­му равны их диа­го­на­ли. Тогда  AC = BM = BN = 4. Имеем:

 \angle MBN = \angle CBA минус \angle NBA минус \angle CBM =
= \angle CBA минус левая круг­лая скоб­ка 180 гра­ду­сов минус \angle CBA пра­вая круг­лая скоб­ка = 2 \angle CBA минус 180 гра­ду­сов = 180 гра­ду­сов минус 2 \angle BAD.

От­сю­да

 ко­си­нус \angle MBN = минус ко­си­нус 2 \angle BAD = 2 синус в квад­ра­те BAD минус 1 = 2 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 64, зна­ме­на­тель: 289 конец дроби минус 1 = минус дробь: чис­ли­тель: 161, зна­ме­на­тель: 289 конец дроби .

Те­перь при­ме­ним тео­ре­му ко­си­ну­сов для тре­уголь­ни­ка MBN:

 MN в квад­ра­те = 4 в квад­ра­те плюс 4 в квад­ра­те минус 2 умно­жить на 4 умно­жить на 4 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 161, зна­ме­на­тель: 289 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 14 400, зна­ме­на­тель: 289 конец дроби ,

а тогда  MN = дробь: чис­ли­тель: 120, зна­ме­на­тель: 17 конец дроби .

 

Ответ:  дробь: чис­ли­тель: 120, зна­ме­на­тель: 17 конец дроби .

 

При­ме­ча­ние.

Рас­смат­ри­вая ана­ло­гич­ную за­да­чу 563667, мы при­ве­ли и дру­гое ре­ше­ние.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а),

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 563666: 563667 Все

Источники:
Методы геометрии: Тео­ре­ма ко­си­ну­сов, Три­го­но­мет­рия в гео­мет­рии
Классификатор планиметрии: Мно­го­уголь­ни­ки, Мно­го­уголь­ни­ки и их свой­ства