Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 563659
i

Дано трех­знач­ное на­ту­раль­ное число, не крат­ное 100.

а)  Может ли част­ное этого числа и суммы его цифр быть рав­ным 13?

б)  Может ли част­ное этого числа и суммы его цифр быть рав­ным 6?

в)  Какое наи­боль­шее на­ту­раль­ное зна­че­ние может иметь част­ное дан­но­го числа и суммы его цифр, если пер­вая цифра дан­но­го числа равна 6?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть это число со­сто­ит из цифр a, b, c, тогда оно равно 100a + 10b + c.

а)  По­лу­ча­ем:

 дробь: чис­ли­тель: \overlineabc, зна­ме­на­тель: a плюс b плюс c конец дроби =13 рав­но­силь­но 100a плюс 10b плюс c=13a плюс 13b плюс 13c рав­но­силь­но 29a=b плюс 4c.

При a=1, b=1, c=7 ра­вен­ство будет вы­пол­не­но. Сле­до­ва­тель­но, 117 − один из воз­мож­ных при­ме­ров.

б)  По­лу­ча­ем:

 дробь: чис­ли­тель: \overlineabc, зна­ме­на­тель: a плюс b плюс c конец дроби =6 рав­но­силь­но 100a плюс 10b плюс c=6a плюс 6b плюс 6c рав­но­силь­но 94a плюс 4b=5c.

Но a\geqslant1, b\geqslant0, c\leqslant9, сле­до­ва­тель­но, левая часть ра­вен­ства не мень­ше 94, а пра­вая часть не боль­ше 45. Про­ти­во­ре­чие.

в)  Имеем урав­не­ние дробь: чис­ли­тель: \overline6bc, зна­ме­на­тель: 6 плюс b плюс c конец дроби =x, тре­бу­ет­ся найти мак­си­маль­но воз­мож­ное целое x. Рас­смот­рим слу­чай c=0. Тогда

x= дробь: чис­ли­тель: 600 плюс 10b, зна­ме­на­тель: 6 плюс b конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 10 левая круг­лая скоб­ка 6 плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 540, зна­ме­на­тель: 6 плюс b конец дроби =10 плюс дробь: чис­ли­тель: 2 в квад­ра­те умно­жить на 3 в кубе умно­жить на 5, зна­ме­на­тель: 6 плюс b конец дроби .

Ис­ход­ное число не может быть равно 600, по­это­му b боль­ше 0, и ми­ни­маль­ное воз­мож­ное b, при ко­то­ром x будет целым, равно 3. Тогда x = 10 плюс дробь: чис­ли­тель: 2 в квад­ра­те умно­жить на 3 в кубе умно­жить на 5, зна­ме­на­тель: 6 плюс 3 конец дроби =70. За­ме­тим, что при b боль­ше 3 по­лу­чим x мень­ше 70.

Те­перь раз­берём слу­чай b=0. Имеем:

x= дробь: чис­ли­тель: 600 плюс c, зна­ме­на­тель: 6 плюс c конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 6 плюс c плюс 594, зна­ме­на­тель: 6 плюс c конец дроби =1 плюс дробь: чис­ли­тель: 2 умно­жить на 3 в кубе умно­жить на 11, зна­ме­на­тель: 6 плюс c конец дроби .

Ана­ло­гич­но преды­ду­ще­му надо рас­смот­реть c=3, по­лу­чим x = 67.

Далее рас­смот­рим слу­чай b=1. Имеем:

x= дробь: чис­ли­тель: 610 плюс c, зна­ме­на­тель: 7 плюс c конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 7 плюс c плюс 603, зна­ме­на­тель: 7 плюс c конец дроби =1 плюс дробь: чис­ли­тель: 3 в квад­ра­те умно­жить на 67, зна­ме­на­тель: 7 плюс c конец дроби .

Рас­смат­ри­вая c=2, най­дем x = 68.

Оста­лось рас­смот­реть слу­чай, когда c\geqslant1 и  b\geqslant2. Из ис­ход­но­го со­от­но­ше­ния по­лу­ча­ем:

600 плюс 10b плюс c=6x плюс bx плюс cx,

а тогда

600=6x плюс b левая круг­лая скоб­ка x минус 10 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс c левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка \geqslant6x плюс 2 левая круг­лая скоб­ка x минус 10 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =9x минус 21,

от­ку­да 9x\leqslant621, то есть x\leqslant69.

Тем самым ис­ко­мое наи­боль­шее зна­че­ние равно 70.

 

Ответ: а) да, б) нет, в) 70.

 

При­ме­ча­ние.

Дру­гой путь ре­ше­ния по­ка­зан нами в за­да­ни­ях 563580 и 563677.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. а;

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. б;

  — ис­ко­мая оцен­ка в п. в;

  — при­мер в п. в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность преды­ду­щей оцен­ки

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 563580: 563677 563659 Все

Источники:
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства
Методы алгебры: Пе­ре­бор слу­ча­ев