Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 562497
i

Из­вест­но, что квад­рат­ное урав­не­ние x2 + px + q  =  0 имеет два раз­лич­ных на­ту­раль­ных корня.

а)  Най­ди­те все воз­мож­ные зна­че­ния p, если q  =  26.

б)  Най­ди­те все воз­мож­ные зна­че­ния q, если q + p  =  72.

в)  Най­ди­те все воз­мож­ные зна­че­ния кор­ней урав­не­ния, если q2 − p2  =  2812.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  По тео­ре­ме Виета про­из­ве­де­ние этих кор­ней равно 26, по­это­му сами они равны 13 и 2 или 26 и 1. При этом p= минус x_1 минус x_2, от­ку­да p  =  −15 или p  =  −27.

б)  По­лу­ча­ем урав­не­ние  минус x_1 минус x_2 плюс x_1x_2=72, от­ку­да 1 минус x_1 минус x_2 плюс x_1x_2=73,  левая круг­лая скоб­ка x_1 минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x_2 минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =73, зна­чит, x_1 минус 1=1 и x_2 минус 1=73 или на­о­бо­рот. В любом слу­чае q=x_1x_2=2 умно­жить на 74=148.

в)  За­ме­тим, что

q в квад­ра­те минус p в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка q минус p пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка q плюс p пра­вая круг­лая скоб­ка = левая круг­лая скоб­ка x_1x_2 плюс x_1 плюс x_2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x_1x_2 минус x_1 минус x_2 пра­вая круг­лая скоб­ка =2812=4 умно­жить на 703=4 умно­жить на 19 умно­жить на 37.

Числа q минус p и q плюс p от­ли­ча­ют­ся друг от друга на чётное число, по­это­му они одной чётно­сти, по­это­му каж­дое из них де­лит­ся на 2 и не де­лит­ся на 4. Кроме того, q минус p боль­ше q плюс p, по­это­му оста­ют­ся такие ва­ри­ан­ты:

а)  x_1x_2 плюс x_1 плюс x_2=1406 и x_1x_2 минус x_1 минус x_2=2;

б)  x_1x_2 плюс x_1 плюс x_2=74 и x_1x_2 минус x_1 минус x_2=38.

Рас­смот­рим пер­вый слу­чай:  левая круг­лая скоб­ка x_1 плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x_2 плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =1407,  левая круг­лая скоб­ка x_1 минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x_2 минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =3. На­ту­раль­ны­ми ре­ше­ни­я­ми вто­ро­го урав­не­ния яв­ля­ют­ся пары чисел (4; 2) или (2; 4), ко­то­рые не яв­ля­ют­ся ре­ше­ни­я­ми пер­во­го урав­не­ния. По­это­му этот слу­чай не при­во­дит к ре­ше­ни­ям.

Рас­смот­рим вто­рой слу­чай:  левая круг­лая скоб­ка x_1 плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x_2 плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =75,  левая круг­лая скоб­ка x_1 минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x_2 минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =39. Все­воз­мож­ные на­ту­раль­ные ре­ше­ния вто­ро­го урав­не­ния это (40; 2), (14; 4), (4; 14), (2; 40). Пер­во­му урав­не­нию удо­вле­тво­ря­ют толь­ко пары (14; 4) и (4; 14).

 

Ответ: а) −27 или −15; б) 148; в) 4 и 14.

 

----------

Ча­стич­но дуб­ли­ру­ет за­да­ние 526680 из ос­нов­ной волны ЕГЭ 2019 года.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны ре­зуль­та­ты пунк­тов а, б, в.4
Верно по­лу­че­ны ре­зуль­та­ты пунк­тов (а или б) и в.3
Верно по­лу­че­ны ре­зуль­та­ты пунк­тов (а и б) или в2
Верно по­лу­че­ны ре­зуль­та­ты пунк­тов а или б.1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 526680: 526701 562497 Все

Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 352
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства