Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 509974
i

Участ­ни­ки одной школы пи­са­ли тест. Ре­зуль­та­том каж­до­го уче­ни­ка яв­ля­ет­ся целое не­от­ри­ца­тель­ное число бал­лов. Уче­ник счи­та­ет­ся сдав­шим тест, если он на­брал не менее 73 бал­лов. Из-⁠за того, что за­да­ния ока­за­лись слиш­ком труд­ны­ми, было при­ня­то ре­ше­ние всем участ­ни­кам теста до­ба­вить по 5 бал­лов, бла­го­да­ря чему ко­ли­че­ство сдав­ших тест уве­ли­чи­лось.

а)  Могло ли ока­зать­ся так, что после этого сред­ний балл участ­ни­ков, не сдав­ших тест, по­ни­зил­ся?

б)  Могло ли ока­зать­ся так, что после этого сред­ний балл участ­ни­ков, сдав­ших тест, по­ни­зил­ся, и сред­ний балл участ­ни­ков, не сдав­ших тест, тоже по­ни­зил­ся?

в)  Из­вест­но, что пер­во­на­чаль­но сред­ний балл участ­ни­ков теста со­ста­вил 80, сред­ний балл участ­ни­ков, сдав­ших тест, со­ста­вил 90, а сред­ний балл участ­ни­ков, не сдав­ших тест, со­ста­вил 65. После до­бав­ле­ния бал­лов сред­ний балл участ­ни­ков, сдав­ших тест, стал равен 93, а не сдав­ших  — 69. При каком наи­мень­шем числе участ­ни­ков теста воз­мож­на такая си­ту­а­ция?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть было 3 участ­ни­ка, ко­то­рые на­бра­ли 90, 72 и 2 балла. Сред­ний балл участ­ни­ков, не сдав­ших тест  дробь: чис­ли­тель: 72 плюс 2, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = 37 балла. После до­бав­ле­ния бал­лов у участ­ни­ков ока­за­лось 95, 77 и 7 бал­лов. Сред­ний балл участ­ни­ков, не сдав­ших тест, со­ста­вил 7 бал­лов.

б)  В при­ме­ре преды­ду­ще­го пунк­та сред­ний балл участ­ни­ков теста, сдав­ших тест, пер­во­на­чаль­но со­став­лял 90 бал­лов, а после до­бав­ле­ния бал­лов со­ста­вил  дробь: чис­ли­тель: 95 плюс 77, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = 86 бал­лов.

в)  Пусть всего было N участ­ни­ков теста, сдали тест a участ­ни­ков, после до­бав­ле­ния бал­лов сдали тест b участ­ни­ков. За­ме­тим, что сред­ний балл после до­бав­ле­ния со­ста­вил 85. Имеем два урав­не­ния: 80N  =  65(N − a) + 90a и 85N  =  69(N − b) + 93b, от­ку­да 15N = 25a, то есть 3N = 5a, и 16N = 24b, то есть 2N = 3b. По­это­му целое число N де­лит­ся на 5 и на 3, то есть де­лит­ся на 15. Таким об­ра­зом, N ≥ 15.

По­ка­жем, что N могло рав­нять­ся 15. Пусть из­на­чаль­но 5 участ­ни­ков на­бра­ли по 64 балла, 1 участ­ник  — 70 бал­лов и 9 участ­ни­ков по 90 бал­лов. Тогда сред­ний балл был равен 80, сред­ний балл участ­ни­ков, сдав­ших тест, был равен 90, а сред­ний балл участ­ни­ков, не сдав­ших тест, был равен 65. После до­бав­ле­ния сред­ний балл участ­ни­ков, сдав­ших тест, стал равен 93, сред­ний балл участ­ни­ков, не сдав­ших тест, стал равен 69. Таким об­ра­зом, все усло­вия вы­пол­не­ны.

 

Ответ: а)  да; б)  да; в)  15.

 

При­ве­дем ре­ше­ние пунк­та в) Алек­сандра Кри­во­ла­по­ва (Бу­зу­лук).

Пусть a  — ко­ли­че­ство уче­ни­ков, сдав­ших тест из­на­чаль­но, b  — ко­ли­че­ство че­ло­век, так и не сдав­ших тест после до­бав­ле­ния бал­лов, n  — ко­ли­че­ство че­ло­век, ре­зуль­тат ко­то­рых пре­вы­сил про­ход­ной балл после до­бав­ле­ния бал­лов. До до­бав­ле­ния сред­ний балл всех участ­ни­ков был равен 80, сред­ний балл не сдав­ших был равен 65, а сдав­ших  — 90, а после до­бав­ле­ния 5 бал­лов каж­до­му сред­ний балл всех участ­ни­ков стал равен 85, не сдав­ших  — 69, сдав­ших  — 93. За­ме­тим, что сред­ний балл всех участ­ни­ков равен сред­не­му баллу сдав­ших и не сдав­ших тест. Таким об­ра­зом, до до­бав­ле­ния бал­лов:

65 левая круг­лая скоб­ка b плюс n пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 90 левая круг­лая скоб­ка a пра­вая круг­лая скоб­ка = 80 левая круг­лая скоб­ка a плюс b плюс n пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но 65b плюс 65n плюс 90a = 80a плюс 80b плюс 80n рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но 10a = 15n плюс 15 b рав­но­силь­но 2a = 3n плюс 3b \qquad левая круг­лая скоб­ка * пра­вая круг­лая скоб­ка .

После при­бав­ле­ния бал­лов:

69 левая круг­лая скоб­ка b пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 93 левая круг­лая скоб­ка a плюс n пра­вая круг­лая скоб­ка = 85 левая круг­лая скоб­ка a плюс b плюс n пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но 69b плюс 93a плюс 93n = 85a плюс 85b плюс 85n рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но 8a = 16b минус 8n рав­но­силь­но a = 2b минус n. \qquad левая круг­лая скоб­ка ** пра­вая круг­лая скоб­ка

Из урав­не­ний (*) и (**) по­лу­ча­ем си­сте­му:

 си­сте­ма вы­ра­же­ний 2a = 3n плюс 3b, a = 2b минус n конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний 4b минус 2n = 3n плюс 3b, b = 5n конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний a = 9n, b = 5n. конец си­сте­мы .

При n  =  1 ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ство участ­ни­ков равно 15.

По­ка­жем до­сти­жи­мость най­ден­но­го зна­че­ния: из сред­не­го балла не сдав­ших участ­ни­ков после до­бав­ле­ния 5 бал­лов по­лу­ча­ем, что из­на­чаль­но у b участ­ни­ков в сред­нем было по 64 балла. Из сред­не­го балла сдав­ших участ­ни­ков до при­бав­ле­ния 5 бал­лов по­лу­ча­ем, что из­на­чаль­но у a участ­ни­ков в сред­нем было по 90 бал­лов. Пусть x  — сред­ний балл не сдав­ших участ­ни­ков до до­бав­ле­ния, тогда:

 дробь: чис­ли­тель: 5n умно­жить на 64 плюс x умно­жить на n, зна­ме­на­тель: 6n конец дроби = 65 рав­но­силь­но 320 плюс x = 390 рав­но­силь­но x = 70.

Таким об­ра­зом, под­хо­дит при­мер: 5 участ­ни­ков, на­брав­ших 64 балла, 1 участ­ник, на­брав­ший 70 бал­лов, 9 участ­ни­ков, на­брав­ших 90 бал­лов.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

―  обос­но­ван­ное ре­ше­ние в п. а;

―  при­мер в п. б;

―  ис­ко­мая оцен­ка в п. в;

―  при­мер в п. в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность преды­ду­щей оцен­ки

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 509974: 509953 509982 521827 ... Все

Источник: ЕГЭ по ма­те­ма­ти­ке 04.06.2015. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 538
Классификатор алгебры: Сю­жет­ные за­да­чи: кино, театр, мотки верёвки