Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Грани ABD и ACD тет­ра­эд­ра ABCD яв­ля­ют­ся пра­виль­ны­ми тре­уголь­ни­ка­ми со сто­ро­ной 3 и пер­пен­ди­ку­ляр­ны друг другу. На рёбрах A B, A D и CD от­ме­че­ны точки K, L и M со­от­вет­ствен­но, причём B K = A L = M D = 1.

а)  До­ка­жи­те, что плос­кость KLM пер­пен­ди­ку­ляр­на ребру CD.

б)  Най­ди­те длину от­рез­ка пе­ре­се­че­ния грани ABC с плос­ко­стью KLM.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Рис. 1

а)  В тре­уголь­ни­ке MLD имеем: DL  =  2, MD  =  1 и \angle M D L=60 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка (рис. 1). Сле­до­ва­тель­но, \angle D M L=90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка . Ана­ло­гич­но \angle A L K=90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка . Плос­ко­сти ACD и ABD пер­пен­ди­ку­ляр­ны. Сле­до­ва­тель­но, пер­пен­ди­ку­ляр­на плос­ко­сти ACD. Пря­мые KL и ML пер­пен­ди­ку­ляр­ны пря­мой CD. Сле­до­ва­тель­но, пря­мая CD пер­пен­ди­ку­ляр­на плос­ко­сти KLM.

б)  Из пря­мо­уголь­ных тре­уголь­ни­ков MLD и LKA имеем: M L=L K= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та . Пусть пря­мые LK и BD пе­ре­се­ка­ют­ся в точке E (рис. 2), а пря­мые EM и BC пе­ре­се­ка­ют­ся в точке N. Тре­уголь­ник EBK рав­но­бед­рен­ный с углом 120° при вер­ши­не B, по­это­му E B=B K=1 и E K= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

Рас­смот­рим точку B в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \prime пра­вая круг­лая скоб­ка на ребре BD такую, что пря­мые BN и B в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \prime пра­вая круг­лая скоб­ка M па­рал­лель­ны. Тогда

B B в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \prime пра­вая круг­лая скоб­ка : B в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \prime пра­вая круг­лая скоб­ка D=C M: M D=2: 1.

Сле­до­ва­тель­но,

E N: N M=E B: B B в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \prime пра­вая круг­лая скоб­ка =1: 2.

В пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке ELM имеем:

Рис. 2

 E M= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: E L в квад­ра­те плюс L M в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 конец ар­гу­мен­та ; E N= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби E M= дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ;  ко­си­нус \angle N E K= дробь: чис­ли­тель: E L, зна­ме­на­тель: E M конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

По тео­ре­ме ко­си­ну­сов для тре­уголь­ни­ка EKN имеем:

 N K в квад­ра­те =E N в квад­ра­те плюс E K в квад­ра­те минус 2 умно­жить на E K умно­жить на E N умно­жить на ко­си­нус \angle N E K= дробь: чис­ли­тель: 15, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби плюс 3 минус 2 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Ис­ко­мый от­ре­зок NK равен  дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

 

Ответ: б)  дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а),

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 643201: 643694 Все

Источники:
Методы геометрии: Тео­ре­ма ко­си­ну­сов, Тео­ре­ма Фа­ле­са, Тео­ре­ма Пи­фа­го­ра
Классификатор стереометрии: Пер­пен­ди­ку­ляр­ность плос­ко­стей, Тет­ра­эдр