Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 637457
i

На доске на­пи­са­ли n не­обя­за­тель­но раз­лич­ных дей­стви­тель­ных чисел: a1, a2, ..., an, каж­дое из ко­то­рых не мень­ше 80 и не боль­ше 120. Затем по­лу­чи­ли ровно n чисел b1, b2, ..., bn сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Каж­дое из чисел ai,  i при­над­ле­жит левая фи­гур­ная скоб­ка 1, 2, \ldots, n пра­вая фи­гур­ная скоб­ка умень­ши­ли одним из двух спо­со­бов:

1)  на 4, то есть b_i=a_i минус 4

или

2)  на 4%, то есть b_i=0,96 a_i.

Пусть r_i= дробь: чис­ли­тель: 100 левая круг­лая скоб­ка a_i минус b_i пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: a_i конец дроби для всех i при­над­ле­жит левая фи­гур­ная скоб­ка 1, 2, \ldots, n пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

а)  Могло ли ока­зать­ся так, что сред­нее ариф­ме­ти­че­ское n чисел r1, ..., rn равно 3?

б)  Могло ли ока­зать­ся так, что сред­нее ариф­ме­ти­че­ское n чисел r1, ..., rn равно 4, а сумма n чисел a1, a2, ..., an, умень­ши­лась при этом мень­ше, чем на 4n?

в)  Пусть на доске было на­пи­са­но 22 числа, а после вы­пол­не­ния ука­зан­ной опе­ра­ции их сумма умень­ши­лась на 80. Най­ди­те наи­боль­шее воз­мож­ное зна­че­ние сред­не­го ариф­ме­ти­че­ско­го чисел r1, ..., rn.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

За­ме­тим пред­ва­ри­тель­но, что при умень­ше­нии числа пер­вым спо­со­бом

r_i= дробь: чис­ли­тель: 100 умно­жить на 4, зна­ме­на­тель: a_i конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 400, зна­ме­на­тель: a_i конец дроби при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 400, зна­ме­на­тель: 120 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: 400, зна­ме­на­тель: 80 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка ,

от­ку­да r_i при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка целая часть: 3, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 ; 5 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка . При умень­ше­нии вто­рым спо­со­бом r_i=4.

а)  По­сколь­ку все ri боль­ше трех, их сред­нее ариф­ме­ти­че­ское не может быть равно трем.

б)  Да. Если умень­шать число 80 вто­рым спо­со­бом, оно пре­вра­тит­ся в 0,96 умно­жить на 80=76,8, то есть умень­шит­ся на 3,2. Умень­шим к тому же число 100 пер­вым спо­со­бом. Тогда r_1=r_2=4 и

 левая круг­лая скоб­ка a_1 минус b_1 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс левая круг­лая скоб­ка a_2 минус b_2 пра­вая круг­лая скоб­ка =3,2 плюс 4=7,2 мень­ше 8.

в)  Пусть x чисел умень­ши­ли на 4, а осталь­ные 22 минус x на 4%. Тогда каж­дое из чисел умень­ши­ли как ми­ни­мум на 0,04 умно­жить на 80=3,2. Таким об­ра­зом, сумму всех чисел умень­ши­ли как ми­ни­мум на 4x плюс 3,2 левая круг­лая скоб­ка 22 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка =70,4 плюс 0,8x, по­это­му

80 боль­ше или равно 70,4 плюс 0,8x рав­но­силь­но 9,6 боль­ше или равно 0,8x рав­но­силь­но x мень­ше или равно 12.

Если число умень­ши­ли на 4, то r_i мень­ше или равно 5. Зна­чит,

 дробь: чис­ли­тель: r_1 плюс \ldots плюс r_22, зна­ме­на­тель: 22 конец дроби мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 5x плюс 4 левая круг­лая скоб­ка 22 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 22 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 88 плюс x, зна­ме­на­тель: 22 конец дроби мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 88 плюс 12, зна­ме­на­тель: 22 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 50, зна­ме­на­тель: 11 конец дроби .

Это зна­че­ние до­сти­га­ет­ся, если взять 22 числа, рав­ных 80, и умень­шить 12 из них на 4, а осталь­ные 10  — на 4%.

 

Ответ: а) нет; б) да; в)  дробь: чис­ли­тель: 50, зна­ме­на­тель: 11 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­че­ны вер­ные от­ве­ты в пунк­тах а), б) и в).4
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те в) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те а) или б).3
Обос­но­ван­но по­лу­че­ны вер­ные от­ве­ты в пунк­тах а) и б)

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те в)

2
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те а) или б).1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 519478: 637457 Все

Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 416
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства