Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 633396
i

Пер­вый член гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии, со­сто­я­щей из трех­знач­ных на­ту­раль­ных чисел, равен 368. Из­вест­но, что в про­грес­сии не мень­ше трех чисел.

а)  Может ли число 575 яв­лять­ся чле­ном такой про­грес­сии?

б)  Может ли число 920 яв­лять­ся чле­ном такой про­грес­сии?

в)  Какое наи­боль­шее число может яв­лять­ся чле­ном такой про­грес­сии?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  По­сколь­ку 368=23 умно­жить на 16, а 575=23 умно­жить на 25, по­дой­дет про­грес­сия со зна­ме­на­те­лем  дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби : 368, 460, 575.

б)  За­ме­тим, что 920=23 умно­жить на 2 в кубе умно­жить на 5, по­это­му 920:368= дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби . Это число долж­но быть равно сте­пе­ни зна­ме­на­те­ля про­грес­сии. Тогда эта сте­пень, оче­вид­но, пер­вая, по­сколь­ку корни любой на­ту­раль­ной сте­пе­ни из этого числа будут ир­ра­ци­о­наль­ны и не могут быть зна­ме­на­те­ля­ми про­грес­сии. Зна­чит, сле­ду­ю­щий член про­грес­сии равен 920 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби боль­ше 1000, то есть усло­вие о трех­знач­но­сти не вы­пол­ня­ет­ся.

в)  Из п. а) из­вест­но, что число 575 может быть чле­ном про­грес­сии, по­это­му убы­ва­ю­щие про­грес­сии можно не рас­смат­ри­вать. Пусть зна­ме­на­тель про­грес­сии равен не­со­кра­ти­мой дроби  дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: b конец дроби боль­ше 1, тогда по­след­ний член про­грес­сии равен

x_n = 368 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: b конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Число xn долж­но быть целым и трех­знач­ным, а по­то­му 368 долж­но на­це­ло де­лить­ся на b в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка . Для этого b при­над­ле­жит левая фи­гур­ная скоб­ка 1, 2, 4 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка , иначе 368 не раз­де­лит­ся даже на b2. Раз­бе­рем слу­чаи.

1.  Если b  =  1, то a боль­ше или равно 2, и тре­тий член про­грес­сии пре­вос­хо­дит 1000:

x_3 = 368a в квад­ра­те боль­ше или равно 368 умно­жить на 2 в квад­ра­те боль­ше 1000.

2.  Если b  =  2, то a не­чет­ное число. При a  =  3 про­грес­сию со­став­ля­ют числа 368, 552 и 828; при a боль­ше или равно 5, для тре­тье­го члена про­грес­сии по­лу­ча­ем:

x_3 = 368 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те боль­ше или равно 368 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те боль­ше 1000.

3.  Если b  =  4, то a не­чет­ное число. Воз­мож­ны ва­ри­ан­ты: при a=5 про­грес­сию со­став­ля­ют числа 368, 46 и 575; при a боль­ше или равно 7, по­лу­ча­ем

x_3 = 368 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те боль­ше или равно 368 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те боль­ше 1000.

Ответ: а) да; б) нет; в) 828.

 

При­ме­ча­ние.

Дру­гое ре­ше­ние пунк­та в) мы при­ве­ли в ана­ло­гич­ной за­да­че 563922, ко­то­рая была пред­ло­же­на на ЕГЭ по ма­те­ма­ти­ке в 2001 году.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­че­ны вер­ные от­ве­ты в пунк­тах а), б) и в)4
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те в) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те а) или б)3
Обос­но­ван­но по­лу­че­ны вер­ные от­ве­ты в пунк­тах а) и б)

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те в)

2
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те а) или б)1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 563922: 563901 633396 Все

Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 401
Классификатор алгебры: По­сле­до­ва­тель­но­сти и про­грес­сии
Методы алгебры: Пе­ре­бор слу­ча­ев