Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 562216
i

Груп­пу детей можно пе­ре­вез­ти ав­то­бу­са­ми мо­де­ли А или ав­то­бу­са­ми мо­де­ли Б. Из­вест­но, что в ав­то­бу­се мо­де­ли А ко­ли­че­ство мест боль­ше 40, но мень­ше 50, а в ав­то­бу­сах мо­де­ли Б  — боль­ше 50, но мень­ше 60. Если всех детей рас­са­дить в ав­то­бу­сы мо­де­ли А, то все места будут за­ня­ты. Если всех детей рас­са­дить в ав­то­бу­сы мо­де­ли Б, то все места так же будут за­ня­ты, но по­тре­бу­ет­ся на один ав­то­бус мень­ше.

а)  Может ли по­тре­бо­вать­ся 4 ав­то­бу­са мо­де­ли Б?

б)  Най­ди­те наи­боль­шее воз­мож­ное ко­ли­че­ство детей в груп­пе, если из­вест­но, что их мень­ше 300.

в)  Най­ди­те наи­боль­шее воз­мож­ное ко­ли­че­ство ав­то­бу­сов мо­де­ли А.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

До­пу­стим в ав­то­бу­се мо­де­ли A есть 40 + a мест, а в ав­то­бу­се мо­де­ли B  — 50 + b мест, 1 ≤ a, b ≤ 9. Пусть далее для рас­сад­ки детей нужно x ав­то­бу­сов мо­де­ли B или x + 1 ав­то­бус мо­де­ли A. Тогда

 левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка a плюс 40 пра­вая круг­лая скоб­ка =x левая круг­лая скоб­ка b плюс 50 пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: x плюс 1, зна­ме­на­тель: x конец дроби = дробь: чис­ли­тель: b плюс 50, зна­ме­на­тель: a плюс 40 конец дроби ,

от­ку­да  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x конец дроби = дробь: чис­ли­тель: b минус a плюс 10, зна­ме­на­тель: a плюс 40 конец дроби .

а)  Если x  =  4, то

 дробь: чис­ли­тель: b минус a плюс 10, зна­ме­на­тель: a плюс 40 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби рав­но­силь­но 4b минус 4a плюс 40=a плюс 40 рав­но­силь­но 4b=5a,

что воз­мож­но при a  =  4, b  =  5 (то есть при ав­то­бу­сах на 44 и 55 мест).

б)  Ав­то­бу­сов типа B будет ис­поль­зо­ва­но не более  дробь: чис­ли­тель: 299, зна­ме­на­тель: 51 конец дроби мень­ше 6, по­это­му не более 5. Если их ис­поль­зу­ет­ся ровно 5, то ав­то­бу­сов типа A ис­поль­зу­ет­ся ровно 6, по­это­му число школь­ни­ков крат­но 30, наи­боль­шее такое число до 300 это 270 (что воз­мож­но при ав­то­бу­сах вме­сти­мо­сти 45 и 54 пас­са­жи­ров). Если же их ис­поль­зу­ет­ся не более 4, то мак­си­маль­ное число школь­ни­ков будет не более 4 · 59 < 270.

в)  Если a  =  9, то

x= дробь: чис­ли­тель: a плюс 40, зна­ме­на­тель: b минус a плюс 10 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 49, зна­ме­на­тель: b плюс 1 конец дроби ,

и при этом целое, что воз­мож­но лишь при b  =  6 и тогда x  =  7. В осталь­ных слу­ча­ях

x= дробь: чис­ли­тель: a плюс 40, зна­ме­на­тель: b минус a плюс 10 конец дроби мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 8 плюс 40, зна­ме­на­тель: b минус 8 плюс 10 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 48, зна­ме­на­тель: b плюс 2 конец дроби мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 48, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби =16,

по­это­му ко­ли­че­ство ав­то­бу­сов типа A не пре­вос­хо­дит 16 + 1  =  17. Это зна­че­ние до­сти­га­ет­ся для груп­пы в 48 · 17  =  816 че­ло­век, ко­то­рых можно рас­са­дить в 17 ав­то­бу­сов по 48 мест или в 16 ав­то­бу­сов по 51 месту. Если взять мень­шее число ав­то­бу­сов типа A, то раз­мер груп­пы будет не более 16 · 49 < 816.

 

Ответ: а) да; б) 270; в) 17.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

— обос­но­ван­ное ре­ше­ние в п. а;

— при­мер в п. б;

— ис­ко­мая оцен­ка в п. в;

— при­мер в п. в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность преды­ду­щей оцен­ки.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 562214: 562216 Все

Источник: Из­бран­ные за­да­ния по ма­те­ма­ти­ке из по­след­них сбор­ни­ков ФИПИ
Классификатор алгебры: Сю­жет­ные за­да­чи: кино, театр, мотки верёвки, Числа и их свой­ства
Методы алгебры: Пе­ре­бор слу­ча­ев