Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 562214
i

Груп­пу детей можно пе­ре­вез­ти ав­то­бу­са­ми мо­де­ли А или ав­то­бу­са­ми мо­де­ли Б. Из­вест­но, что в ав­то­бу­се мо­де­ли А ко­ли­че­ство мест боль­ше 30, но мень­ше 40, а в ав­то­бу­сах мо­де­ли Б  — боль­ше 40, но мень­ше 50. Если всех детей рас­са­дить в ав­то­бу­сы мо­де­ли А, то все места будут за­ня­ты. Если всех детей рас­са­дить в ав­то­бу­сы мо­де­ли Б, то все места так же будут за­ня­ты, но по­тре­бу­ет­ся на один ав­то­бус мень­ше.

а)  Может ли по­тре­бо­вать­ся 5 ав­то­бу­сов мо­де­ли А?

б)  Най­ди­те наи­мень­шее воз­мож­ное ко­ли­че­ство детей в груп­пе, если из­вест­но, что их боль­ше 150.

в)  Най­ди­те наи­боль­шее воз­мож­ное ко­ли­че­ство детей в груп­пе.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

До­пу­стим, в ав­то­бу­се мо­де­ли A есть 30 + a мест, а в ав­то­бу­се мо­де­ли B  — 40 + b мест, 1 ≤ a, b ≤ 9. Пусть далее для рас­сад­ки детей нужно x ав­то­бу­сов мо­де­ли B или x + 1 ав­то­бус мо­де­ли A. Тогда

 левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка a плюс 30 пра­вая круг­лая скоб­ка =x левая круг­лая скоб­ка b плюс 40 пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: x плюс 1, зна­ме­на­тель: x конец дроби = дробь: чис­ли­тель: b плюс 40, зна­ме­на­тель: a плюс 30 конец дроби ,

от­ку­да  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x конец дроби = дробь: чис­ли­тель: b минус a плюс 10, зна­ме­на­тель: a плюс 30 конец дроби .

 

а)  Если x  =  4, то

 дробь: чис­ли­тель: b минус a плюс 10, зна­ме­на­тель: a плюс 30 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби рав­но­силь­но 4b минус 4a плюс 40=a плюс 30 рав­но­силь­но 4b=5a минус 10,

что воз­мож­но при a  =  6, b  =  5 (то есть при ав­то­бу­сах на 36 и 45 мест).

б)  Ав­то­бу­сов типа B будет ис­поль­зо­ва­но не менее  дробь: чис­ли­тель: 151, зна­ме­на­тель: 49 конец дроби боль­ше 3, по­это­му не менее 4. Если их ис­поль­зу­ет­ся ровно 4, то ав­то­бу­сов типа A ис­поль­зу­ет­ся ровно 5, по­это­му число школь­ни­ков крат­но 20, наи­мень­шее такое число после 150  — это 160 (что воз­мож­но при ав­то­бу­сах вме­сти­мо­сти 32 и 40 пас­са­жи­ров, но 40 за­пре­ще­но), а сле­ду­ю­щее  — это 180 (для него все по­лу­ча­ет­ся по при­ме­ру из пунк­та а). Если же их ис­поль­зу­ет­ся не менее 5, то ми­ни­маль­ное число школь­ни­ков будет не менее 5 · 41 > 180.

в)  Если a  =  9, то

x= дробь: чис­ли­тель: a плюс 30, зна­ме­на­тель: b минус a плюс 10 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 39, зна­ме­на­тель: b плюс 1 конец дроби ,

и при этом целое, что воз­мож­но лишь при b  =  2, и тогда x  =  13. В осталь­ных слу­ча­ях

x= дробь: чис­ли­тель: a плюс 30, зна­ме­на­тель: b минус a плюс 10 конец дроби мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 8 плюс 30, зна­ме­на­тель: b минус 8 плюс 10 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 38, зна­ме­на­тель: b плюс 2 конец дроби мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 38, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби мень­ше 13,

по­это­му ко­ли­че­ство ав­то­бу­сов типа A не пре­вос­хо­дит 13 + 1  =  14. Это зна­че­ние до­сти­га­ет­ся для груп­пы в 39 · 14  =  546 че­ло­век, ко­то­рых можно рас­са­дить в 14 ав­то­бу­сов по 39 мест или в 13 ав­то­бу­сов по 42 места. Если взять мень­шее число ав­то­бу­сов типа A, то раз­мер груп­пы будет не более 13 · 39 < 546.

 

Ответ: а)  да; б)  180; в)  546.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

―  обос­но­ван­ное ре­ше­ние в п. а;

―  при­мер в п. б;

―  ис­ко­мая оцен­ка в п. в;

―  при­мер в п. в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность преды­ду­щей оцен­ки

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 562214: 562216 Все

Источник: Из­бран­ные за­да­ния по ма­те­ма­ти­ке из по­след­них сбор­ни­ков ФИПИ
Классификатор алгебры: Сю­жет­ные за­да­чи: кино, театр, мотки верёвки, Числа и их свой­ства
Методы алгебры: Пе­ре­бор слу­ча­ев