Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 562012
i

Петя участ­во­вал в вик­то­ри­не по ис­то­рии. За каж­дый пра­виль­ный ответ участ­ни­ку на­чис­ля­ет­ся 8 бал­лов, за каж­дый не­вер­ный  — спи­сы­ва­ют­ся 8 бал­лов, за от­сут­ствие от­ве­та спи­сы­ва­ет­ся 3 балла. По ре­зуль­та­там вик­то­ри­ны Петя на­брал 35 бал­лов.

а)  На сколь­ко во­про­сов Петя не дал от­ве­та, если в вик­то­ри­не было 30 во­про­сов?

б)  На сколь­ко во­про­сов Петя не дал от­ве­та, если в вик­то­ри­не было 35 во­про­сов?

в)  На сколь­ко во­про­сов Петя от­ве­тил пра­виль­но, если в вик­то­ри­не было 33 во­про­са?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Будем счи­тать, что за каж­дый во­прос дают 8 бал­лов, а потом спи­сы­ва­ют по 16 за каж­дый не­вер­ный ответ и по 11 за от­сут­ствие от­ве­та. Пусть Петя от­ве­тил не­вер­но на x во­про­сов и не от­ве­тил вовсе на y, тогда он по­те­рял 16x + 11y бал­лов.

а)  По усло­вию 30 · 8 − 16x − 11y  =  35, от­ку­да 16x + 11y  =  205, 205 − 16x  =  11y. Пе­ре­бо­ром среди чисел 205, 205 − 16, 205 − 32, ..., 205 − 192 на­хо­дим един­ствен­ное крат­ное 11 число 205 − 128  =  77, от­ку­да y  =  7.

б)  По усло­вию 35 · 8 − 16x − 11y  =  35, от­ку­да 16x + 11y  =  245, 245 − 16x  =  11y. Пе­ре­бо­ром среди чисел 245, 245 − 16, 245 − 32, ..., 245 − 240 на­хо­дим един­ствен­ное крат­ное 11 число 245 − 80  =  165, от­ку­да y  =  15.

в)  До­ба­вим к вик­то­ри­не два во­про­са, на один из ко­то­рых он от­ве­тит верно, а на дру­гой не­вер­но. Тогда по­лу­чим усло­вие пунк­та b, в ко­то­ром уже по­лу­че­но x  =  5, y  =  15. Зна­чит, он от­ве­тил верно на 35 − 15 − 5  =  15 во­про­сов, один из ко­то­рых был среди до­пол­ни­тель­ных. По­это­му на самом деле вер­ных от­ве­тов было 14.

 

Ответ: а)  7; б)  15; в)  14.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
По­лу­че­ны вер­ные обос­но­ван­ные от­ве­ты в пунк­тах а, б и в4
По­лу­че­ны вер­ные обос­но­ван­ные от­ве­ты в пунк­тах а и б, либо по­лу­че­ны вер­ные обос­но­ван­ные от­ве­ты в пунк­тах а и в3
По­лу­чен вер­ный обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б, пунк­ты а и в не ре­ше­ны, либо по­лу­чен вер­ный обос­но­ван­ный ответ в пунк­те в, пунк­ты а и б не ре­ше­ны2
При­ведён при­мер в пунк­те а, пунк­ты б и в не ре­ше­ны1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 562012: 562039 Все

Источник: Из­бран­ные за­да­ния по ма­те­ма­ти­ке из по­след­них сбор­ни­ков ФИПИ
Классификатор алгебры: Сю­жет­ные за­да­чи: кино, театр, мотки верёвки, Числа и их свой­ства
Методы алгебры: Пе­ре­бор слу­ча­ев
IRINA SHRAGO 26.06.2022 15:36

В пунк­те в) най­де­но зна­че­ние у = 14 по при­ме­ру, скон­стру­и­ро­ван­но­му из при­ме­ра пунк­та а). Но не по­лу­че­на оцен­ка для у. А зна­чит могут быть ещё зна­че­ния у, удо­вле­тво­ря­ю­щие усло­вию. Нужно до­ка­зать, что их нет.

Оцен­ка:

33*8 - 16x - 11y = 35. <=> 16x + 11y = 229.

Вы­ра­жая у, ис­поль­зуя то, что y>=0, по­лу­ча­ем x<=14.

Вы­ра­жая x, ис­поль­зуя то, что x<=14 и y - нечëтное, по­лу­ча­ем y<=5.

Для у=5 уже при­ведëн при­мер, и это со­от­вет­ству­ет 14 верно решëнным за­да­ни­ям.

Для у=3 х=(229-33) /16 - не целое.

Для у=1 х=(229-11) /16 - не целое. Ч.т.д.

Владислав Франк

А зачем нужна оцен­ка для y? Мы в пунк­те б) по­лу­чи­ли не какой-то оп­ти­маль­ный при­мер, а все при­ме­ры. Там же на­пи­са­но: «на­хо­дим един­ствен­ное крат­ное 11 число».

На­вер­ное, Ваш спо­соб поз­во­ля­ет чуть быст­рее это сде­лать, но очень уж про­фес­си­о­на­лен (а если пи­сать для про­фес­си­о­на­лов, то еще проще было со­слать­ся на то, что мы знаем общий вид ре­ше­ний ли­ней­но­го ди­о­фан­то­ва урав­не­ния с двумя не­из­вест­ны­ми).