Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 14 № 526703
i

В кубе ABCDA1B1C1D1 рёбра равны 1. На про­дол­же­нии от­рез­ка A1C1 за точку C1 от­ме­че­на точка M так, что A1C1  =  C1M, а на про­дол­же­нии от­рез­ка B1C за точку C от­ме­че­на точка N так, что B1C  =  CN.

а)  До­ка­жи­те, что MN  =  MB1.

б)  Най­ди­те рас­сто­я­ние между пря­мы­ми B1C1 и MN.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Вве­дем си­сте­му ко­ор­ди­нат, как по­ка­за­но на ри­сун­ке. В вве­ден­ной си­сте­ме ко­ор­ди­нат имеем:  M левая круг­лая скоб­ка минус 1; 2; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ,  N левая круг­лая скоб­ка минус 1; 1; минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ,  B_1 левая круг­лая скоб­ка 1; 1; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ,  C_1 левая круг­лая скоб­ка 0; 1; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ,

 \overrightarrowMN = левая круг­лая скоб­ка 0; минус 1; минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка ,

 \overrightarrowMB_1 = левая круг­лая скоб­ка 2; минус 1; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка ,

 \overrightarrowB_1C_1 = левая круг­лая скоб­ка минус 1; 0; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка ,

 |\overrightarrowMN| = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та ,

 |\overrightarrowMB_1| = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та .

Таким об­ра­зом,  MN = MB_1.

б)  Про­ек­ци­ей ребра B1C1 на плос­кость DCC1D1 яв­ля­ет­ся точка C1. Спро­ек­ти­ру­ем пря­мую MN на плос­кость DCC1D1, по­лу­чим от­ре­зок M1N1. Таким об­ра­зом, за­да­ча све­лась к на­хож­де­нию рас­сто­я­ния от точки C1 до от­рез­ка M1N1. Это рас­сто­я­ние равно длине вы­со­ты, про­ве­ден­ной из вер­ши­ны C1 тре­уголь­ни­ка N1C1M1. Этот тре­уголь­ник яв­ля­ет­ся пря­мо­уголь­ным, а его ка­те­ты равны 2 и 1. Его ги­по­те­ну­за на­хо­дит­ся по тео­ре­ме Пи­фа­го­ра, она равна  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та . Сле­до­ва­тель­но, вы­со­та равна  h = дробь: чис­ли­тель: 2 умно­жить на 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

 

Ответ: б)  дробь: чис­ли­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

 

При­ве­дем ре­ше­ние пунк­та б) Свя­то­сла­ва Гор­ба­то­ва (Сочи).

Пункт а) решён с по­мо­щью ко­ор­ди­нат­но-век­тор­но­го ме­то­да, ло­гич­но, если пункт б) будет решён этим же ме­то­дом и идеи пунк­та а) по­лу­чат раз­ви­тие. В тре­уголь­ни­ке A1NM точка С1  — се­ре­ди­на от­рез­ка A1M. Про­ве­дем от­ре­зок C1P па­рал­лель­но пря­мой NM, тогда от­ре­зок C1P  — сред­няя линия и точка P  — се­ре­ди­на от­рез­ка A1N. Тогда плос­кость B1C1P со­дер­жит пря­мую B1C1 и па­рал­лель­на пря­мой MN, зна­чит, ис­ко­мым рас­сто­я­ни­ем яв­ля­ет­ся рас­сто­я­ние от точки M до плос­ко­сти B1C1P.

Из пунк­та а):  M левая круг­лая скоб­ка минус 1; 2; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ,  N левая круг­лая скоб­ка минус 1; 1; минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ,  B_1 левая круг­лая скоб­ка 1; 1; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ,  C_1 левая круг­лая скоб­ка 0; 1; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ,  A_1 левая круг­лая скоб­ка 1; 0; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка . Най­дем ко­ор­ди­на­ты точки P:

 x_P = дробь: чис­ли­тель: 1 минус 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = 0,

 y_P = дробь: чис­ли­тель: 0 плюс 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ,

 z_P = дробь: чис­ли­тель: 1 минус 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = 0.

Далее на­хо­дим ко­эф­фи­ци­ен­ты в урав­не­нии плос­ко­сти B1C1P, ис­поль­зуя ко­ор­ди­на­ты точек B1, C1 и P:

 си­сте­ма вы­ра­же­ний a плюс b плюс c плюс d = 0, b плюс c плюс d = 0, дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби b плюс d = 0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний b плюс c плюс d = 0, a = 0, b = минус 2d конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний a = 0, b = минус 2d, c = d. конец си­сте­мы .

Пусть  d = 1, тогда  a = 0,  b = минус 2,  c = 1. Най­дем рас­сто­я­ние от точки M до плос­ко­сти B1C1P:

 d левая круг­лая скоб­ка M; левая круг­лая скоб­ка B_1C_1P пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: |a умно­жить на x_M плюс b умно­жить на y_M плюс c умно­жить на z_M плюс d|, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: a в квад­ра­те плюс b в квад­ра­те плюс c в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: |0 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс левая круг­лая скоб­ка минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 2 плюс 1 умно­жить на 1 плюс 1|, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 0 в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 1 в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

 

При­ве­дем ре­ше­ние Ни­ки­ты Хи­са­мут­ди­но­ва (Са­ла­ват).

а)  До­стро­им три ана­ло­гич­ных ис­ход­но­му куба так, как по­ка­за­но на ри­сун­ке. По тео­ре­ме Пи­фа­го­ра в тре­уголь­ни­ке MNP1:

 MN = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: NP в квад­ра­те плюс MP_1 в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 в квад­ра­те плюс 2 в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та ,

а в тре­уголь­ни­ке MB1B2:

 MB_1 = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: B_1B_2 в квад­ра­те плюс B_2M в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 в квад­ра­те плюс 2 в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та .

Таким об­ра­зом,  MN = MB_1 = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та .

б)  От­ре­зок B1C1 со­дер­жит­ся в от­рез­ке B1M1, зна­чит, рас­сто­я­ние между пря­мы­ми B1C1 и MN равно рас­сто­я­нию между пря­мы­ми M1C1 и MN. Пря­мая M1C1 пер­пен­ди­ку­ляр­на плос­ко­сти M1NP1M. Опу­стим пер­пен­ди­ку­ляр M1H из точки M1 на пря­мую MN. Этот пер­пен­ди­ку­ляр и будет ис­ко­мым рас­сто­я­ни­ем. В пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке MNM1 от­ре­зок M1H  — вы­со­та, про­ве­ден­ная к ги­по­те­ну­зе из вер­ши­ны пря­мо­го угла, сле­до­ва­тель­но,

 M_1H = дробь: чис­ли­тель: M_1N умно­жить на M_1M, зна­ме­на­тель: MN конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2 умно­жить на 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

 

При­ве­дем ре­ше­ние Ар­те­ма Кал­мы­ко­ва (Уфа).

а)  В плос­ко­сти грани A1B1C1D1 через точку M про­ве­дем пря­мую, пер­пен­ди­ку­ляр­ную пря­мой B1C1, обо­зна­чим F1 точку их пе­ре­се­че­ния. Углы C1MF1 и C1A1B1 равны как на­крест ле­жа­щие при пе­ре­се­че­нии па­рал­лель­ных пря­мых A1B1 и MF1 се­ку­щей A1M. Углы A1C1B1 и F1C1M равны как вер­ти­каль­ные, сле­до­ва­тель­но, тре­уголь­ни­ки A1C1B1 и C1MF1 равны по сто­ро­не и двум при­ле­жа­щим к ней углам. От­сю­да  A_1B_1 = MF_1 = 1,  C_1F_1 = C_1B_1 = 1. Тре­уголь­ник B1F1M  — пря­мо­уголь­ный, по тео­ре­ме Пи­фа­го­ра по­лу­ча­ем:

 MB_1 в квад­ра­те = B_1F_1 в квад­ра­те плюс F_1M в квад­ра­те = 2 в квад­ра­те плюс 1 в квад­ра­те = 5 в квад­ра­те ,

от­ку­да  MB_1 = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та .

В плос­ко­сти грани B1C1CB про­ве­дем через точку N про­ве­дем пря­мую, пер­пен­ди­ку­ляр­ную пря­мой B1C1, обо­зна­чим F2 точку их пе­ре­се­че­ния. Тре­уголь­ни­ки B1C1С и B1F2N по­доб­ны по двум углам, при­чем  B_1C = CN. Тогда по тео­ре­ме Фа­ле­са  B_1C_1 = C_1F_2.

По по­стро­е­нию пря­мая MF1 пер­пен­ди­ку­ляр­на пря­мой B1C1. Кроме того, пря­мая MF1 пер­пен­ди­ку­ляр­на пря­мой CC1. По при­зна­ку пер­пен­ди­ку­ляр­но­сти пря­мой и плос­ко­сти пря­мая MF1 пер­пен­ди­ку­ляр­на плос­ко­сти B1C1CB. По по­стро­е­нию пря­мая NF2 лежит в этой плос­ко­сти, при­чем  B_1C_1 = C_1F_1 и  B_1C_1 = C_1F_2. Зна­чит, точки F1 и F2 сов­па­да­ют, а тре­уголь­ник MF1N  — пря­мо­уголь­ный с пря­мым углом MF_1N.

От­ре­зок CC1  — сред­няя линия тре­уголь­ни­ка B1F1N, по­это­му  NF_1 = 2CC_1 = 2. По тео­ре­ме Пи­фа­го­ра по­лу­ча­ем:

 MN в квад­ра­те = NF_1 в квад­ра­те плюс MF_1 в квад­ра­те = 5 в квад­ра­те ,

от­ку­да  MN = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та . Таким об­ра­зом, MN = MB_1, что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

б)  Рас­сто­я­ние между пря­мы­ми есть длина их об­ще­го пер­пен­ди­ку­ля­ра. Про­ве­дем пря­мую F1H пер­пен­ди­ку­ляр­но пря­мой MN. По преды­ду­щим по­стро­е­ни­ям пря­мая B1C1 пер­пен­ди­ку­ляр­на как пря­мой MF1, так и пря­мой NF1. Сле­до­ва­тель­но, пря­мая B1C1, то есть пря­мая B1F1, пер­пен­ди­ку­ляр­на плос­ко­сти MF1N, а по­то­му и пря­мой F1H. Сле­до­ва­тель­но, вы­со­та F1H тре­уголь­ни­ка MF1N яв­ля­ет­ся общим пер­пен­ди­ку­ля­ром пря­мых B1C1 и MN. Най­дем пло­щадь этого тре­уголь­ни­ка двумя спо­со­ба­ми:

 S_MF_1N = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на MF_1 умно­жить на FN = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на 1 умно­жить на 2 = 1,

 S_MF_1N = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на F_1H умно­жить на MN.

Таким об­ра­зом,

 F_1H = дробь: чис­ли­тель: 2S_MF_1N, зна­ме­на­тель: MN конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
Методы геометрии: Ис­поль­зо­ва­ние век­то­ров, Метод ко­ор­ди­нат
Классификатор стереометрии: Де­ле­ние от­рез­ка, Куб, Рас­сто­я­ние между пря­мы­ми