Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 17 № 520848
i

Четырёхуголь­ник ABCD впи­сан в окруж­ность ра­ди­у­сом 10. Из­вест­но, что AB  =  BC  =  CD  =  6.

а)  До­ка­жи­те,что пря­мые BC и AD па­рал­лель­ны.

б)  Най­ди­те AD.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Ост­рые углы BCA и CAD равны, по­сколь­ку опи­ра­ют­ся на дуги, стя­ну­тые рав­ны­ми хор­да­ми AB и CD. Зна­чит, пря­мые BC и AD па­рал­лель­ны.

б)  Хорды AB, BC и CD равны, а по­то­му стя­ги­ва­ют рав­ные дуги. Зна­чит, \angle BAC=\angle CAD= альфа , \angle BAD=2 альфа . По тео­ре­ме си­ну­сов для тре­уголь­ни­ка ABC на­хо­дим:  синус альфа = дробь: чис­ли­тель: AB, зна­ме­на­тель: 2R конец дроби =0,3, от­ку­да

 ко­си­нус BAD= ко­си­нус 2 альфа =1 минус 2 синус в квад­ра­те альфа =1 минус 2 умно­жить на 0,09=0,82.

Опу­стим вы­со­ту BH на ос­но­ва­ние AD. Тогда

AD=2AH плюс BC=2AB ко­си­нус BAD плюс BC=2 умно­жить на 6 умно­жить на 0,82 плюс 6=9,84 плюс 6=15,84.

 

Ответ: б) 15,84.

 

 

При­ве­дем дру­гое ре­ше­ние пунк­та б).

б)  Обо­зна­чим угол BCA через α. По тео­ре­ме си­ну­сов для тре­уголь­ни­ка ABC на­хо­дим:  синус альфа = дробь: чис­ли­тель: AB, зна­ме­на­тель: 2R конец дроби =0,3. Тре­уголь­ник ABC рав­но­бед­рен­ный, по­это­му \angleBAC=\angleBCA= альфа . Зна­чит, \angleBAC плюс \angleCAD= 2 альфа . Че­ты­рех­уголь­ник ABCD  — рав­но­бед­рен­ная тра­пе­ция, по­это­му \angleCDA=\angleBAD=2 альфа . Зна­чит,

\angleACD=180 гра­ду­сов минус \angleCAD минус \angleCDA=180 гра­ду­сов минус 3 альфа .

По тео­ре­ме си­ну­сов для тре­уголь­ни­ков ACD и ACB по­лу­ча­ем:

2R = дробь: чис­ли­тель: AD, зна­ме­на­тель: синус левая круг­лая скоб­ка 180 гра­ду­сов минус 3 альфа пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби = дробь: чис­ли­тель: AB, зна­ме­на­тель: синус альфа конец дроби ,

от­ку­да, ис­поль­зуя фор­му­лу си­ну­са трой­но­го угла, по­лу­ча­ем:

AD= дробь: чис­ли­тель: синус 3 альфа , зна­ме­на­тель: синус альфа конец дроби умно­жить на AB= дробь: чис­ли­тель: 3 синус альфа минус 4 синус в кубе альфа , зна­ме­на­тель: синус альфа конец дроби умно­жить на AB= левая круг­лая скоб­ка 3 минус 4 синус в квад­ра­те альфа пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на AB=15,84.

 

При­ве­дем еще одно ре­ше­ние пунк­та б)

За­ме­тим, что центр опи­сан­ной окруж­но­сти лежит вне тра­пе­ции. Дей­стви­тель­но, если хорды были бы равны ра­ди­у­су, то центр окруж­но­сти лежал бы на сто­ро­не, как в слу­чае пра­виль­но­го ше­сти­уголь­ни­ка, но хорды мень­ше, а по­то­му центр окруж­но­сти лежит вне тра­пе­ции. (Дру­гое рас­суж­де­ние: угол при вер­ши­не в тре­уголь­ни­ке со сто­ро­на­ми 10, 10 и 6 мень­ше 60°, по­это­му сумма цен­траль­ных углов мень­ше 180°.)

Про­ве­дем две вы­со­ты тра­пе­ции: BH, ис­хо­дя­щую из вер­ши­ны B, и па­рал­лель­ную ей вы­со­ту EF, про­хо­дя­щую через центр окруж­но­сти. Обо­зна­чим AE  =  x, OE  =  y. Тогда из тре­уголь­ни­ка AOE по тео­ре­ме Пи­фа­го­ра на­хо­дим x в квад­ра­те плюс y в квад­ра­те =100, а из тре­уголь­ни­ка BOF по­лу­ча­ем, что OF= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 91 конец ар­гу­мен­та . Тогда вы­со­та тра­пе­ции BH=EF= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 91 конец ар­гу­мен­та минус y, а AH  =  x – 3. За­пи­шем тео­ре­му Пи­фа­го­ра для тре­уголь­ни­ка ABH:

 левая круг­лая скоб­ка x минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 91 конец ар­гу­мен­та минус y пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =6 в квад­ра­те рав­но­силь­но x в квад­ра­те минус 6x плюс 9 плюс 91 минус 2y ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 91 конец ар­гу­мен­та плюс y в квад­ра­те =36 рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но 2y ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 91 конец ар­гу­мен­та =164 минус 6x рав­но­силь­но y= дробь: чис­ли­тель: 82 минус 3x, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 91 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

Под­ста­вим по­лу­чен­ный ре­зуль­тат в пер­вое урав­не­ние и решим его:

x в квад­ра­те плюс дробь: чис­ли­тель: левая круг­лая скоб­ка 82 минус 3x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 91 конец дроби = 100 рав­но­силь­но 100x в квад­ра­те минус 6 умно­жить на 82x плюс 82 в квад­ра­те минус 91 умно­жить на 100 = 0 рав­но­силь­но 25x в квад­ра­те минус 3 умно­жить на 41x плюс 41 в квад­ра­те минус 91 умно­жить на 25 = 0 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но x = дробь: чис­ли­тель: 3 умно­жить на 41\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 9 умно­жить на 41 в квад­ра­те минус 4 умно­жить на 25 левая круг­лая скоб­ка 41 в квад­ра­те минус 91 умно­жить на 25 пра­вая круг­лая скоб­ка конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 50 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 3 умно­жить на 41\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 91 умно­жить на 4 умно­жить на 25 в квад­ра­те минус 41 в квад­ра­те умно­жить на 91 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 50 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 3 умно­жить на 41\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 91 левая круг­лая скоб­ка 50 в квад­ра­те минус 41 в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 50 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 3 умно­жить на 41\pm3 умно­жить на 91, зна­ме­на­тель: 50 конец дроби рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний x = минус 3, x = \dfrac39650. конец со­во­куп­но­сти .

Оче­вид­но, что нам под­хо­дит толь­ко по­ло­жи­тель­ный ко­рень, от­ку­да AD  =  2x  =  15,84.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 520848: 520786 Все

Источники:
Методы алгебры: Три­го­но­мет­ри­че­ские фор­му­лы для трой­ных углов
Методы геометрии: Тео­ре­ма си­ну­сов
Классификатор планиметрии: Окруж­но­сти и четырёхуголь­ни­ки