Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 9 № 516807
i

Рас­сто­я­ние от на­блю­да­те­ля, на­хо­дя­ще­го­ся на вы­со­те h м над землёй, вы­ра­жен­ное в ки­ло­мет­рах, до ви­ди­мой им линии го­ри­зон­та вы­чис­ля­ет­ся по фор­му­ле l = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: Rh, зна­ме­на­тель: 500 конец дроби конец ар­гу­мен­та , где R = 6400 км  — ра­ди­ус Земли. Че­ло­век, сто­я­щий на пляже, видит го­ри­зонт на рас­сто­я­нии 3,2 км. К пляжу ведёт лест­ни­ца, каж­дая сту­пень­ка ко­то­рой имеет вы­со­ту 15 см. На какое наи­мень­шее ко­ли­че­ство сту­пе­нек нужно под­нять­ся че­ло­ве­ку, чтобы он уви­дел го­ри­зонт на рас­сто­я­нии не менее 6,4 ки­ло­мет­ров?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

За­да­ча сво­дит­ся к ре­ше­нию урав­не­ний l=3,2 и l=6,4 при за­дан­ном зна­че­нии R:

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 6400h, зна­ме­на­тель: 500 конец дроби конец ар­гу­мен­та = 3,2 рав­но­силь­но 8 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: h, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 16}5 рав­но­силь­но ко­рень из д робь: чис­ли­тель: h, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби } рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: h, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: {, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби , зна­ме­на­тель: 25 конец дроби рав­но­силь­но h= дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби рав­но­силь­но h = 0,8 м.

 

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 6400h, зна­ме­на­тель: 500 конец дроби конец ар­гу­мен­та = 6,4 рав­но­силь­но 8 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: h, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 32}5 рав­но­силь­но ко­рень из д робь: чис­ли­тель: h, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби } рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: h, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 16, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби рав­но­силь­но h= дробь: чис­ли­тель: {, зна­ме­на­тель: 1 конец дроби 6, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби рав­но­силь­но h = 3,2 м.

Сле­до­ва­тель­но, чтобы ви­деть го­ри­зонт на более да­ле­ком рас­сто­я­нии, на­блю­да­те­лю нужно под­нять­ся на 3,2 минус 0,8 = 2,4 метра. Для этого ему не­об­хо­ди­мо под­нять­ся на 2,4 : 0,15 = 240 : 15 = 16 сту­пе­нек.

 

Ответ: 16.

 

При­ме­ча­ние.

Ино­гда в фи­зи­ке или тех­ни­ке ис­поль­зу­ют фор­му­лы, в ко­то­рых ве­ли­чи­ны имеют раз­ные еди­ни­цы из­ме­ре­ния. На­при­мер, удоб­но вы­ве­сти такую фор­му­лу, чтобы при ее ис­поль­зо­ва­нии ра­ди­ус пла­не­ты не при­хо­ди­лось вы­ра­жать в мет­рах, а рост че­ло­ве­ка не надо было вы­чис­лять в долях ки­ло­мет­ра. Осо­бен­но часто такой под­ход при­ме­ня­ет­ся в ин­же­нер­ных расчётах. В дан­ной за­да­че ве­ли­чи­ны R и l, вы­ра­же­ны в ки­ло­мет­рах, а h  — в мет­рах, о чем ска­за­но в усло­вии. Если бы все ве­ли­чи­ны в этой фор­му­ле из­ме­ря­лись в одних и тех же еди­ни­цах из­ме­ре­ния, она вы­гля­де­ла бы так: l= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2Rh конец ар­гу­мен­та . Ко­эф­фи­ци­ент 500 от­ра­жа­ет то, что все ве­ли­чи­ны, за ис­клю­че­ни­ем h, вы­ра­же­ны в ки­ло­мет­рах. Про­верь­те это.

Источник: Проб­ный ЕГЭ Санкт-Пе­тер­бург, 11.04.2017. Ва­ри­ант 2
Классификатор алгебры: Ир­ра­ци­о­наль­ные урав­не­ния и не­ра­вен­ства
Кодификатор ФИПИ/Решу ЕГЭ:
Ольга Евдокимова 25.08.2017 09:38

В дан­ном слу­чае вы­со­та по­лу­ча­ет­ся в ки­ло­мет­рах. Нужно пе­ре­ве­сти ки­ло­мет­ры в метры, а толь­ко потом де­лить на дан­ную вы­со­ту сту­пе­нек. Ответ по­лу­ча­ет­ся в 1000 раз боль­ше.

Александр Иванов

Рас­сто­я­ние от на­блю­да­те­ля в дан­ной фор­му­ле в ки­ло­мет­рах, а вы­со­та - в мет­рах, это на­пи­са­но в усло­вии.