Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 14 № 516761
i

В па­рал­ле­ле­пи­пе­де ABCDA_1B_1C_1D_1 точка M се­ре­ди­на ребра C1D1, а точка K делит ребро AA1 в от­но­ше­нии \ левая квад­рат­ная скоб­ка AK:K{{A_1=1:3. Через точки K и M про­ве­де­на плос­кость α, па­рал­лель­ная пря­мой BD и пе­ре­се­ка­ю­щая диа­го­наль A1C в точке O.

а)  До­ка­жи­те, что плос­кость α делит диа­го­наль A1C в от­но­ше­нии A_1O:OC=3:5.

б)  Най­ди­те угол между плос­ко­стью α и плос­ко­стью (АВС), если до­пол­ни­тель­но из­вест­но, что ABCDA_1B_1C_1D_1 ― куб.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Рис. 1

а)  По­сколь­ку плос­кость α па­рал­лель­на пря­мой BD, она па­рал­лель­на и пря­мой B1D1, а, зна­чит, плос­кость α, пе­ре­се­ка­ет плос­кость B1D1С1 по не­ко­то­рой пря­мой MN, па­рал­лель­ной пря­мой B1D1. Пусть точка N при­над­ле­жит B_1C_1 и пря­мая MN пе­ре­се­ка­ет пря­мую A1C1 в точке L, а пря­мая KL пе­ре­се­ка­ет пря­мую CC1 в точке P. Тогда точка пе­ре­се­че­ния пря­мых A1C и KL есть точка пе­ре­се­че­ния плос­ко­сти α с диа­го­на­лью A1C (см. рис. 1).

Пря­мая MN па­рал­лель­на B1D1 и точка M се­ре­ди­на ребра C1D1, Зна­чит, от­ре­зок MN ― сред­няя линия тре­уголь­ни­ка B1C1D1 и, сле­до­ва­тель­но, LC_1= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби A_1C_1.

 

По­ло­жим AA_1=a, тогда A_1K= дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби a. Далее имеем (см. рис. 2):

1)  \Delta PC_1L \sim \Delta KA_1L, от­ку­да  дробь: чис­ли­тель: PC_1, зна­ме­на­тель: KA_1 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: LC_1, зна­ме­на­тель: LA_1 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби . От­сю­да на­хо­дим: PC_1= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби a= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби a, и тогда PC= дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби a.

2)  \Delta A_1OK\sim\Delta COP, от­ку­да

Рис. 2

 дробь: чис­ли­тель: A_1O, зна­ме­на­тель: OC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: A_1K, зна­ме­на­тель: PC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 3a умно­жить на 4, зна­ме­на­тель: 4 умно­жить на 5a конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби ,

что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

 

б)  Из того, что MN\parallel B_1D_1 и A_1C_1\bot B_1D_1, по­лу­ча­ем, что MN\bot A_1C_1. А зна­чит, со­глас­но тео­ре­ме о трех пер­пен­ди­ку­ля­рах, MN\bot LP. Кроме того,  левая круг­лая скоб­ка A_1B_1C_1 пра­вая круг­лая скоб­ка \parallel левая круг­лая скоб­ка ABC пра­вая круг­лая скоб­ка . Таким об­ра­зом, угол PLC_1 ― ли­ней­ный угол ис­ко­мо­го дву­гран­но­го угла.

Далее имеем: A_1C_1= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та a,LC_1= дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби a,PC_1= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби a. Из тре­уголь­ни­ка PLC_1 на­хо­дим:  тан­генс \angle PLC_1= дробь: чис­ли­тель: PC_1, зна­ме­на­тель: LC_1 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби , от­ку­да \angle PLC_1= арк­тан­генс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

 

Ответ: б)  арк­тан­генс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 516780: 516761 Все

Источники:
Методы геометрии: Тео­ре­ма о трёх пер­пен­ди­ку­ля­рах
Классификатор стереометрии: Де­ле­ние от­рез­ка, Пра­виль­ная четырёхуголь­ная приз­ма, Се­че­ние, па­рал­лель­ное или пер­пен­ди­ку­ляр­ное пря­мой, Угол между плос­ко­стя­ми
Григорий Мохин 20.12.2018 11:06

На рис. 1 изоб­ра­жен пря­мо­уголь­ный па­рал­ле­ле­пи­пед, на рис. 2 - пря­мо­уголь­ник. В усло­вии это не ска­за­но и, во­об­ще го­во­ря, за это могут снять баллы. Ре­ше­ние п. а) верно для про­из­воль­но­го па­рал­ле­ле­пи­пе­да.

Александр Иванов

В ре­ше­нии пунк­та а) нигде нет ссы­лок на то, что па­рал­ле­ле­пи­пед пря­мо­уголь­ный. Все рас­суж­де­ния спра­вед­ли­вы для лю­бо­го про­из­воль­но­го па­рал­ле­ле­пи­пе­да. По­это­му баллы сни­мать не за что.