Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 515831
i

Воз­рас­та­ю­щая ко­неч­ная ариф­ме­ти­че­ская про­грес­сия со­сто­ит из раз­лич­ных целых не­от­ри­ца­тель­ных чисел. Ма­те­ма­тик вы­чис­лил раз­ность между квад­ра­том суммы всех чле­нов про­грес­сии и сум­мой их квад­ра­тов. Затем ма­те­ма­тик до­ба­вил к этой про­грес­сии сле­ду­ю­щий её член и снова вы­чис­лил такую же раз­ность.

а)  При­ве­ди­те при­мер такой про­грес­сии, если во вто­рой раз раз­ность ока­за­лась на 48 боль­ше, чем в пер­вый раз.

б)  Во вто­рой раз раз­ность ока­за­лась на 1440 боль­ше, чем в пер­вый раз. Могла ли про­грес­сия сна­ча­ла со­сто­ять из 12 чле­нов?

в)  Во вто­рой раз раз­ность ока­за­лась на 1440 боль­ше, чем в пер­вый раз. Какое наи­боль­шее ко­ли­че­ство чле­нов могло быть в про­грес­сии сна­ча­ла?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  При­мер: 1, 2, 3. Раз­ность квад­ра­та суммы и суммы квад­ра­тов равна 36 − 14  =  22. Если до­ба­вить число 4, то раз­ность будет равна 100 − 30  =  70, что ровно на 48 боль­ше, чем было.

б)  Обо­зна­чим члены про­грес­сии a_1,a_2,...,a_n. Тогда раз­ность, вы­чис­лен­ная ма­те­ма­ти­ком в пер­вый раз, равна

 левая круг­лая скоб­ка a_1 плюс a_2 плюс ... плюс a_n пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус a_1 в квад­ра­те минус a_2 в квад­ра­те =2a_n левая круг­лая скоб­ка a_1 плюс a_2 плюс ... плюс a_n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 2a_n минус 1 левая круг­лая скоб­ка a_1 плюс a_2 плюс ... плюс a_n минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс

 плюс ... плюс 2a_3 левая круг­лая скоб­ка a_1 плюс a_2 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 2a_2a_1.

Когда к про­грес­сии до­ба­ви­ли член a_n плюс 1, то вы­чис­лен­ная во вто­рой раз раз­ность от­ли­ча­ет­ся от пер­вой до­пол­ни­тель­ным сла­га­е­мым

2a_n плюс 1 левая круг­лая скоб­ка a_1 плюс a_2 плюс ... плюс a_n пра­вая круг­лая скоб­ка =2 левая круг­лая скоб­ка a_1 плюс nd пра­вая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 2a_1 плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка d, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби n= левая круг­лая скоб­ка a_1 плюс nd пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 2a_1 плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка d пра­вая круг­лая скоб­ка n,

где d  — раз­ность про­грес­сии.

Из усло­вия сле­ду­ет, что a_1\geqslant0 и d\geqslant1, по­это­му

 левая круг­лая скоб­ка a_1 плюс nd пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 2a_1 плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка d пра­вая круг­лая скоб­ка n боль­ше или равно n в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка .

По­лу­ча­ем не­ра­вен­ство n в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка \leqslant1440, от­ку­да n\leqslant11. Зна­чит, 12 чле­нов в на­чаль­ной про­грес­сии быть не может.

в)  Из ра­вен­ства  левая круг­лая скоб­ка a_1 плюс nd пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 2a_1 плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка d пра­вая круг­лая скоб­ка n=1440 сле­ду­ет, что n яв­ля­ет­ся де­ли­те­лем числа 1440. Зна­чит, n не равно 11.

Если n  =  10, по­лу­ча­ем  левая круг­лая скоб­ка a_1 плюс 10d пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 2a_1 плюс 9d пра­вая круг­лая скоб­ка =144. Если d\geqslant2, то левая часть не мень­ше чем 90d в квад­ра­те боль­ше или равно 90 умно­жить на 4=360 боль­ше 144. Сле­до­ва­тель­но, d  =  1. По­лу­ча­ем урав­не­ние 2a_1 в квад­ра­те плюс 29a_1 минус 54=0, ко­то­рое не имеет целых ре­ше­ний. Если n  =  9, по­лу­ча­ем  левая круг­лая скоб­ка a_1 плюс 9d пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 2a_1 плюс 8d пра­вая круг­лая скоб­ка =160. Если d\geqslant2, то левая часть не мень­ше чем 72d в квад­ра­те боль­ше или равно 72 умно­жить на 4=288 боль­ше 160. Сле­до­ва­тель­но, d  =  1. По­лу­ча­ем урав­не­ние a_1 в квад­ра­те плюс 13a_1 минус 44=0, ко­то­рое не имеет целых ре­ше­ний. Если n  =  8, по­лу­ча­ем  левая круг­лая скоб­ка a_1 плюс 8d пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 2a_1 плюс 7d пра­вая круг­лая скоб­ка =180. Если d\geqslant2, то левая часть не мень­ше чем 56d в квад­ра­те боль­ше или равно 56 умно­жить на 4=224 боль­ше 180. Сле­до­ва­тель­но, d  =  1. По­лу­ча­ем урав­не­ние 2a_1 в квад­ра­те плюс 23a_1 минус 124=0, ко­то­рое имеет един­ствен­ный на­ту­раль­ный ко­рень 4. Зна­чит, про­грес­сия из вось­ми чисел 4, 5, 6, ..., 11 удо­вле­тво­ря­ет усло­вию за­да­чи.

 

Ответ: а)  1, 2, 3; б)  нет; в)  8.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

―  обос­но­ван­ное ре­ше­ние в п. а;

―  при­мер в п. б;

―  ис­ко­мая оцен­ка в п. в;

―  при­мер в п. в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность преды­ду­щей оцен­ки

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 507513: 507588 515831 Все

Источник: Ти­по­вые те­сто­вые за­да­ния по ма­те­ма­ти­ке под ре­дак­ци­ей И. В. Ящен­ко 2017. Ва­ри­ант 10. (Часть 2)
Классификатор алгебры: По­сле­до­ва­тель­но­сти и про­грес­сии