Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 18 № 514484
i

Най­ди­те все зна­че­ния a, при каж­дом из ко­то­рых урав­не­ние

 дробь: чис­ли­тель: x минус 2a, зна­ме­на­тель: x плюс 2 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: x минус 1, зна­ме­на­тель: x минус a конец дроби =1

имеет ровно один ко­рень.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пре­об­ра­зу­ем ис­ход­ное урав­не­ние:

 дробь: чис­ли­тель: левая круг­лая скоб­ка x минус 2a пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка плюс левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка минус левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби =0 рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: x в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x плюс левая круг­лая скоб­ка 2a в квад­ра­те плюс 2a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби =0.

Кор­ня­ми этого урав­не­ния яв­ля­ют­ся корни урав­не­ния

x в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x плюс левая круг­лая скоб­ка 2a в квад­ра­те плюс 2a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0,

не сов­па­да­ю­щие с чис­ла­ми a и −2.

Если x= минус 2 яв­ля­ет­ся кор­нем урав­не­ния

x в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x плюс левая круг­лая скоб­ка 2a в квад­ра­те плюс 2a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0,

то 4 плюс 2 левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс левая круг­лая скоб­ка 2a в квад­ра­те плюс 2a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но a в квад­ра­те плюс 3a плюс 2=0, от­ку­да a= минус 2 или a= минус 1.

Если x=a яв­ля­ет­ся кор­нем урав­не­ния

x в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x плюс левая круг­лая скоб­ка 2a в квад­ра­те плюс 2a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0,

то a в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка a плюс левая круг­лая скоб­ка 2a в квад­ра­те плюс 2a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но a в квад­ра­те плюс a минус 2=0, от­ку­да a= минус 2 или a=1.

Имеем:

—  при a= минус 2 ис­ход­ное урав­не­ние имеет един­ствен­ный ко­рень x= минус 1,

—  при a= минус 1 ис­ход­ное урав­не­ние имеет един­ствен­ный ко­рень x=1,

—  при a=1 ис­ход­ное урав­не­ние имеет един­ствен­ный ко­рень x=2.

Кроме этого, урав­не­ние имеет един­ствен­ный ко­рень, не рав­ный a и –2, если его дис­кри­ми­нант равен 0.

D=0 рав­но­силь­но 4a в квад­ра­те плюс 4a плюс 1 минус 8a в квад­ра­те минус 8a плюс 8=0 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но 9 минус 4a минус 4a в квад­ра­те =0 рав­но­силь­но минус 4 левая круг­лая скоб­ка a плюс дробь: чис­ли­тель: 1 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка a плюс дробь: чис­ли­тель: 1 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка =0.

Зна­чит, урав­не­ние x в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x плюс левая круг­лая скоб­ка 2a в квад­ра­те плюс 2a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0

—  имеет ровно два раз­лич­ных корня при  дробь: чис­ли­тель: минус 1 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби мень­ше a мень­ше дробь: чис­ли­тель: минус 1 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ;

—  имеет ровно один ко­рень при a= дробь: чис­ли­тель: минус 1 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби или a= дробь: чис­ли­тель: минус 1 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ;

—  не имеет кор­ней при a мень­ше дробь: чис­ли­тель: минус 1 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби или a боль­ше дробь: чис­ли­тель: минус 1 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Таким об­ра­зом, ис­ход­ное урав­не­ние имеет ровно один ко­рень при

a= дробь: чис­ли­тель: минус 1 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , a= минус 2, a= минус 1, a=1, a= дробь: чис­ли­тель: минус 1 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

 

Ответ: a= дробь: чис­ли­тель: минус 1 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , a= минус 2, a= минус 1, a=1, a= дробь: чис­ли­тель: минус 1 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ.4
С по­мо­щью вер­но­го рас­суж­де­ния най­де­ны точки a= минус 2, a= минус 1 и a=1 мно­же­ства зна­че­ний a.3
C по­мо­щью вер­но­го рас­суж­де­ния най­де­ны точки a= дробь: чис­ли­тель: минус 1 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби и a= дробь: чис­ли­тель: минус 1 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби мно­же­ства зна­че­ний a.

ИЛИ

Обос­но­ван­но по­лу­че­на хотя бы одна из точек мно­же­ства зна­че­ний a: a= минус 2, a= минус 1 и a=1.

2
За­да­ча верно све­де­на к ис­сле­до­ва­нию кор­ней урав­не­ния

x в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x плюс левая круг­лая скоб­ка 2a в квад­ра­те плюс 2a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0.

ИЛИ

По­лу­чен не­вер­ный ответ из-за вы­чис­ли­тель­ной ошиб­ки, но при этом верно вы­пол­не­ны все шаги ре­ше­ния.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 514484: 647810 656089 656259 Все

Источник: ЕГЭ — 2016. Ос­нов­ная волна по ма­те­ма­ти­ке 06.06.2016. Ва­ри­ант 437. Юг
Классификатор алгебры: Урав­не­ния с па­ра­мет­ром
Методы алгебры: Пе­ре­бор слу­ча­ев, Пе­ре­бор слу­ча­ев
Иван Фетисов 08.12.2016 17:41

Я за­ме­тил не­сколь­ко су­ще­ствен­ных оши­бок:

 

1) По­че­му вы рас­смат­ри­ва­е­те зна­че­ния x=2 и x=a в ка­че­стве кор­ней урав­не­ния?? Ведь, если об­ра­тит­ся к ис­ход­но­му урав­не­нию, эти зна­че­ния не вхо­дят в Об­ласть опре­де­ле­ния: x не дол­жен рав­нять­ся a и не дол­жен рав­нять­ся 2!

 

2) Когда вы рас­кры­ва­е­те дис­кри­ми­нант D=x^2--(2a+1)x+(2a^2+2a-2)=0, вы не пол­но­стью рас­кры­ли квад­рат ко­эф­фи­ци­ен­та b в дан­ном урав­не­нии! Там b^2 - это 4a^2+4a+1, а не a^2+4a+1!!

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, по­жа­луй­ста, по­то­му что от­ве­ты по­лу­ча­ют­ся не­вер­ны­ми!!

Александр Иванов

Иван.

 

1. Имен­но по­это­му и рас­смат­ри­ва­ют. Если у квад­рат­но­го урав­не­ния два корня один из ко­то­рых не вхо­дит в ОДЗ (на­при­мер -2), то ис­ход­ное урав­не­ние имеет один ко­рень, что и нужно.

 

2. В дис­кри­ми­нан­те в одном месте была до­пу­ще­на опе­чат­ка (сей­час уже ис­пра­ви­ли), но в даль­ней­шем вы­чис­ле­ния были без этой ошиб­ки.

михаил сомов 22.12.2016 10:30

Здрав­ствуй­те,ска­жи­те ,по­жа­луй­ста, по­че­му мы рас­смат­ри­ва­ем слу­чаи когда x=-2 и x=a,если это не вхо­дит в одз ?

Александр Иванов

По­про­буй­те по­чи­тать от­ве­ты выше

Нина Караваева 01.02.2017 12:26

При а=-1; -2;1 зна­ме­на­тель и чис­ли­тель об­ра­тит­ся в 0, за де­ле­ние на 0-смерт­ная казнь!!!

Александр Иванов

1. При а=-1; -2; 1 зна­ме­на­тель НЕ об­ра­тит­ся в 0. Он об­ра­тить­ся в x+1; x+2; x-1.

2. За де­ле­ние на 0 - в край­нем слу­чае по­жиз­нен­ное, на смерт­ную казнь вве­ден мо­ра­то­рий