Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 18 № 484629
i

Из­вест­но, что зна­че­ние па­ра­мет­ра а та­ко­во, что си­сте­ма урав­не­ний

 си­сте­ма вы­ра­же­ний  новая стро­ка 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка на­ту­раль­ный ло­га­рифм y пра­вая круг­лая скоб­ка =4 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка |x| пра­вая круг­лая скоб­ка ,  новая стро­ка \log _2 левая круг­лая скоб­ка x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка y в квад­ра­те плюс 2a в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка =\log _2 левая круг­лая скоб­ка 1 минус ax в квад­ра­те y в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 1 конец си­сте­мы .

имеет един­ствен­ное ре­ше­ние. Най­ди­те это зна­че­ние па­ра­мет­ра a и ре­ши­те си­сте­му при най­ден­ном зна­че­нии па­ра­мет­ра.
Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Из пер­во­го урав­не­ния си­сте­мы по­лу­ча­ем

2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка на­ту­раль­ный ло­га­рифм y пра­вая круг­лая скоб­ка =4 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка |x| пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но y=e в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2|x| пра­вая круг­лая скоб­ка .

За­ме­тим, что если пара  левая круг­лая скоб­ка x; y пра­вая круг­лая скоб­ка   — ре­ше­ние си­сте­мы, то пара  левая круг­лая скоб­ка минус x; y пра­вая круг­лая скоб­ка   — также ре­ше­ние этой си­сте­мы. По­сколь­ку си­сте­ма имеет един­ствен­ное ре­ше­ние, то этим ре­ше­ни­ем может быть толь­ко пара  левая круг­лая скоб­ка 0;y пра­вая круг­лая скоб­ка . Таким об­ра­зом, x=0 и из вто­ро­го урав­не­ния по­лу­ча­ем:

\log _2 левая круг­лая скоб­ка 2a в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка =\log _21 плюс 1 рав­но­силь­но \log _2 левая круг­лая скоб­ка 2a в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка =1 рав­но­силь­но 2a в квад­ра­те =2 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний  новая стро­ка a=1,  новая стро­ка a= минус 1. конец со­во­куп­но­сти .

Про­ве­рим, дей­стви­тель­но ли си­сте­ма при най­ден­ных зна­че­ни­ях a имеет един­ствен­ное ре­ше­ние.

1.  Если a=1, то вто­рое урав­не­ние си­сте­мы имеет един­ствен­ное ре­ше­ние:

\log _2 левая круг­лая скоб­ка x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка y в квад­ра­те плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =\log _2 левая круг­лая скоб­ка 1 минус x в квад­ра­те y в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 1 рав­но­силь­но x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка y в квад­ра­те плюс 2=2 минус 2x в квад­ра­те y в квад­ра­те рав­но­силь­но y в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 2x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка =0\undersety боль­ше 0\mathop рав­но­силь­но x=0.

Тогда y=e в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка =1, а зна­чит, пара (0; 1) яв­ля­ет­ся един­ствен­ным ре­ше­ни­ем си­сте­мы.

2.  Если a= минус 1, то вто­рое урав­не­ние си­сте­мы имеет три ре­ше­ния:

\log _2 левая круг­лая скоб­ка x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка y в квад­ра­те плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =\log _2 левая круг­лая скоб­ка 1 плюс x в квад­ра­те y в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 1 рав­но­силь­но x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка y в квад­ра­те плюс 2=2 плюс 2x в квад­ра­те y в квад­ра­те рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но y в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка минус 2x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка =0\undersety боль­ше 0\mathop рав­но­силь­но x в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка = 0 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний  новая стро­ка x=0,  новая стро­ка x= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та ,  новая стро­ка x= минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та . конец со­во­куп­но­сти .

Каж­до­му из най­ден­ных зна­че­ний x со­от­вет­ству­ет зна­че­ние y=e в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2|x| пра­вая круг­лая скоб­ка , а по­то­му си­сте­ма имеет три ре­ше­ния.

 

Ответ: си­сте­ма имеет един­ствен­ное ре­ше­ние  левая круг­лая скоб­ка 0;1 пра­вая круг­лая скоб­ка при a=1.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния от­ве­та на за­да­ние С5 Баллы
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ. 4
Рас­смот­ре­ны все воз­мож­ные слу­чаи. По­лу­чен вер­ный ответ, но ре­ше­ние либо со­дер­жит про­бе­лы, либо вы­чис­ли­тель­ную ошиб­ку или опис­ку. 3
Рас­смот­ре­ны все воз­мож­ные слу­чаи. По­лу­чен ответ, но ре­ше­ние со­дер­жит ошиб­ки. 2
Рас­смот­ре­ны не­ко­то­рые слу­чаи. Для рас­смот­рен­ных слу­ча­ев по­лу­чен ответ, воз­мож­но не­вер­ный из-за оши­бок. 1
Все про­чие слу­чаи. 0
Мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство бал­лов 4

Аналоги к заданию № 484629: 654670 Все

Источники:
Классификатор алгебры: Ло­га­риф­ми­че­ские урав­не­ния, По­ка­за­тель­ные урав­не­ния, Си­сте­мы с па­ра­мет­ром, Си­сте­мы урав­не­ний, Урав­не­ние с мо­ду­лем
Методы алгебры: Ис­поль­зо­ва­ние сим­мет­рий, оце­нок, мо­но­тон­но­сти
Источник/автор: Некрасов В. Б., Гущин Д. Д. «Просвещение», 2010; Гущин Д. Д. «Учительская газета», 2013; ЕГЭ по математике − 2021