Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 17 № 681235
i

В тре­уголь­ни­ке ABC про­ве­де­ны вы­со­та AH и ме­ди­а­на AM, угол ACB равен 30°. Точка H лежит на от­рез­ке BM. В тре­уголь­ни­ке ACM про­ве­де­на вы­со­та MQ. Пря­мые MQ и AH пе­ре­се­ка­ют­ся в точке F. Из­вест­но, что AM  — бис­сек­три­са угла HAC.

а)  До­ка­жи­те, что тре­уголь­ник ABC пря­мо­уголь­ный.

б)  Най­ди­те пло­щадь тре­уголь­ни­ка CFM, если AB  =  10.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пря­мо­уголь­ные тре­уголь­ни­ки AQM и AHM равны, по­сколь­ку имеют общую ги­по­те­ну­зу и рав­ные ост­рые углы. Сле­до­ва­тель­но, HM  =  MQ как со­от­вет­ствен­ные эле­мен­ты рав­ных фигур. В пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке MQC один из ост­рых углов равен 30°, зна­чит, катет, про­ти­во­ле­жа­щий этому углу, равен по­ло­ви­не ги­по­те­ну­зы. Не огра­ни­чи­вая общ­но­сти, по­ло­жим MQ  =  x, а MC  =  2x. По свой­ству бис­сек­три­сы  дробь: чис­ли­тель: AH, зна­ме­на­тель: AC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: 2x конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , от­ку­да AH  =  AQ и AC  =  2AQ. Далее, AQ  =  QC, а из рав­ных пря­мо­уголь­ных тре­уголь­ни­ков AQM и CQM на­хо­дим: AM  =  MC. По­лу­ча­ем, что от­ре­зок AM  — ме­ди­а­на, рав­ная по­ло­ви­не сто­ро­ны, к ко­то­рой про­ве­де­на. Из этого сле­ду­ет, что при вер­ши­не  A тре­уголь­ни­ка ABC рас­по­ло­жен пря­мой угол.

б)  В тре­уголь­ни­ке ABC катет AB лежит про­тив угла в 30°, а по­то­му он вдвое мень­ше ги­по­те­ну­зы, от­ку­да BC  =  20 и MC  =  10. Квад­рат ка­те­та в пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке равен про­из­ве­де­нию ги­по­те­ну­зы на про­ек­цию этого ка­те­та на ги­по­те­ну­зу. Зна­чит, BH умно­жить на BC = AB в квад­ра­те , от­ку­да

 BH = дробь: чис­ли­тель: AB в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: BC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 100, зна­ме­на­тель: 20 конец дроби = 5.

Сле­до­ва­тель­но, HM  =  10 – 5  =  5. За­ме­тим, что тре­уголь­ни­ки FHM и CQM равны, по­сколь­ку HM  =  QM и углы QMC и HMF равны как вер­ти­каль­ные. От­сю­да FM  =  MC  =  10, а по тео­ре­ме Пи­фа­го­ра в тре­уголь­ни­ке FHM:

 HF = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: FM в квад­ра­те минус HM в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 100 минус 25 конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 75 конец ар­гу­мен­та = 5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

Итак, ис­ко­мая пло­щадь равна

 S_CFM = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на FH умно­жить на CM = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на 5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та умно­жить на 10 = 25 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

Ответ: б)  25 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

 

При­ве­дем ре­ше­ние Алек­сандра Тур­ба­но­ва (Ли­пецк)

а)  В пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке CQM  \angle CMQ = 60 гра­ду­сов, а по­то­му смеж­ный с ним  \angle HMQ = 120 гра­ду­сов. В че­ты­рех­уголь­ни­ке AQMH сумма гра­дус­ных мер про­ти­во­ле­жа­щих углов равна 180°, зна­чит, он впи­сан­ный. От­сю­да  \angle HAQ = 180 гра­ду­сов минус 120 гра­ду­сов = 60 гра­ду­сов, и, как след­ствие,  \angle HAM = \angle QAM = 30 гра­ду­сов. Из рав­ных пря­мо­уголь­ных тре­уголь­ни­ков AQM и CQM на­хо­дим AM  =  MC. По­лу­ча­ем, что от­ре­зок AM  — ме­ди­а­на, рав­ная по­ло­ви­не сто­ро­ны, к ко­то­рой про­ве­де­на. Из этого сле­ду­ет, что при вер­ши­не A тре­уголь­ни­ка ABC рас­по­ло­жен пря­мой угол.

б)  В тре­уголь­ни­ке ABC катет AB лежит про­тив угла в 30°, а по­то­му он вдвое мень­ше ги­по­те­ну­зы, от­ку­да BC  =  20 и MC  =  10. В пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке AHB угол  \angle BAH = 30 гра­ду­сов, зна­чит,  BH = 5 = MH. Далее  \angle FMC = \angle HMQ = \angle 120 гра­ду­сов как вер­ти­каль­ные углы, от­ку­да в пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке FHM по­лу­ча­ем  \angle FMH = 60 гра­ду­сов и  \angle MFH = 30 гра­ду­сов. Сле­до­ва­тель­но,  FM = 2 MH = 10 и

 S_FMC = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на FM умно­жить на MC умно­жить на синус \angle FMC = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на 10 умно­жить на 10 умно­жить на синус 120 гра­ду­сов = 50 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = 25 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а),

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 681235: 681312 Все

Источники:
Методы геометрии: Тео­ре­ма Пи­фа­го­ра
Классификатор планиметрии: Тре­уголь­ни­ки