Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

В пра­виль­ной тре­уголь­ной пи­ра­ми­де SABC сто­ро­на ос­но­ва­ния AB равна 6, а бо­ко­вое ребро SA равно 7. На ребре AC от­ме­че­на точка M, а на про­дол­же­нии ребра BC за точку C  — точка N так, что CM  =  CN  =  2.

а)  До­ка­жи­те, что се­че­ние пи­ра­ми­ды SABC плос­ко­стью SNM яв­ля­ет­ся рав­но­бед­рен­ным тре­уголь­ни­ком.

б)  Най­ди­те пло­щадь се­че­ния пи­ра­ми­ды SABC плос­ко­стью SNM.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть пря­мая MN пе­ре­се­ка­ет ребро AB в точке K. По тео­ре­ме Ме­не­лая для тре­уголь­ни­ка ABC и пря­мой KM:

 дробь: чис­ли­тель: CM, зна­ме­на­тель: MA конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: AK, зна­ме­на­тель: KB конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: BN, зна­ме­на­тель: NC конец дроби = 1 рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: AK, зна­ме­на­тель: KB конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = 1 рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: AK, зна­ме­на­тель: KB конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ,

от­ку­да AK  =  2 и KB  =  4. За­ме­тим далее, что углы ACS и BAS равны, а также AK  =  CM  =  2, AS  =  CS из усло­вия. Сле­до­ва­тель­но, тре­уголь­ни­ки ASK и CSM равны, а по­то­му равны и от­рез­ки SK и SM. Таким об­ра­зом, ис­ко­мое се­че­ние  — тре­уголь­ник SKM  — яв­ля­ет­ся рав­но­бед­рен­ным по опре­де­ле­нию.

б)  По тео­ре­ме ко­си­ну­сов в рав­но­бед­рен­но­му тре­уголь­ни­ке SAB:

 ко­си­нус \angle SAK = дробь: чис­ли­тель: AB, зна­ме­на­тель: 2AS конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 6, зна­ме­на­тель: 14 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 7 конец дроби = ко­си­нус \angle MCS.

Ана­ло­гич­но для тре­уголь­ни­ков SMC и AKM по­лу­ча­ем:

 SK = SM = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: CM в квад­ра­те плюс SC в квад­ра­те минус 2 умно­жить на CM умно­жить на SC умно­жить на ко­си­нус \angle MCS конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 53 минус 12 конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 41 конец ар­гу­мен­та ,

 MK = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: AK в квад­ра­те плюс AM в квад­ра­те минус 2 умно­жить на AK умно­жить на AM умно­жить на ко­си­нус 60 гра­ду­сов конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 4 плюс 16 минус 2 умно­жить на 4 конец ар­гу­мен­та = 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

Вы­со­ту SH тре­уголь­ни­ка най­дем по тео­ре­ме Пи­фа­го­ра для тре­уголь­ни­ка SHM:

 SH = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: SM в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: MK, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 41 минус 3 конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 38 конец ар­гу­мен­та .

На­ко­нец, най­дем пло­щадь се­че­ния:

 S_SKM = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 38 конец ар­гу­мен­та умно­жить на 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 114 конец ар­гу­мен­та .

Ответ: б)  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 114 конец ар­гу­мен­та .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а),

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 681159: 681298 Все

Источник: ЕГЭ−2025. Ос­нов­ная волна 27.05.2025. Эк­за­мен на дому
Методы геометрии: Тео­ре­ма ко­си­ну­сов, Тео­ре­ма Ме­не­лая, Тео­ре­ма Пи­фа­го­ра
Классификатор стереометрии: Се­че­ние  — тре­уголь­ник, Пло­щадь се­че­ния, Пра­виль­ная тре­уголь­ная пи­ра­ми­да