Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 14 № 680775
i

В пра­виль­ной тре­уголь­ной пи­ра­ми­де SABC сто­ро­на ос­но­ва­ния AB равна 10, вы­со­та SH равна 15. Точка K  — се­ре­ди­на бо­ко­во­го ребра SA, а точка N  — се­ре­ди­на ребра BC. Плос­кость, па­рал­лель­ная плос­ко­сти ABC, про­хо­дит через точку K и пе­ре­се­ка­ет рёбра SB и SC в точ­ках Q и P со­от­вет­ствен­но.

а)  До­ка­жи­те, что пря­мая QP пе­ре­се­ка­ет от­ре­зок SN в его се­ре­ди­не.

б)  Най­ди­те угол между плос­ко­стя­ми ABC и AQP.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Плос­кость ASB пе­ре­се­ка­ет па­рал­лель­ные плос­ко­сти KQP и ABC по па­рал­лель­ным пря­мым, по­это­му пря­мые KQ и AB па­рал­лель­ны. Ана­ло­гич­но па­рал­лель­ны пря­мые KP и AC. Зна­чит, точка Q  — се­ре­ди­на ребра BS, точка P  — се­ре­ди­на ребра CS. Сред­няя линия тре­уголь­ни­ка делит по­по­лам любой от­ре­зок, со­еди­ня­ю­щий вер­ши­ну тре­уголь­ни­ка с точ­кой на ос­но­ва­нии, па­рал­лель­ном этой сред­ней линии. А зна­чит, она делит по­по­лам и от­ре­зок SN. Что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

б)  Пусть пря­мые SN и PQ пе­ре­се­ка­ют­ся в точке R. Тогда пря­мая AR пер­пен­ди­ку­ляр­на пря­мой PQ, пря­мая AN  — ребру BC, а пря­мая пе­ре­се­че­ния плос­ко­стей ABC и APQ па­рал­лель­на BC и PQ. Зна­чит, угол RAN равен ис­ко­мо­му углу между плос­ко­стя­ми. Из рав­но­сто­рон­не­го тре­уголь­ни­ка ABC по­лу­ча­ем:

 AN = AB умно­жить на дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = 5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та ,

 HN = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби умно­жить на AN = дробь: чис­ли­тель: 5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ,

далее,

 SN = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 225 плюс дробь: чис­ли­тель: 75, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 21 конец ар­гу­мен­та ,

а  RN = дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 21 конец ар­гу­мен­та . Зна­чит,  ко­си­нус \angle HNS = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 14 конец дроби . По тео­ре­ме ко­си­ну­сов:

 AR в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка 5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс дробь: чис­ли­тель: 175, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби минус 2 умно­жить на 5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 21 конец ар­гу­мен­та умно­жить на дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 14 конец дроби = 75 плюс дробь: чис­ли­тель: 175, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби минус 25 = дробь: чис­ли­тель: 325, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Тогда, еще раз при­ме­нив тео­ре­му ко­си­ну­сов, по­лу­ча­ем:

 ко­си­нус \angle RAN = дробь: чис­ли­тель: дробь: чис­ли­тель: 325, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби плюс 75 минус дробь: чис­ли­тель: 175, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , зна­ме­на­тель: 2 умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 325, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби конец ар­гу­мен­та умно­жить на 5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 125, зна­ме­на­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 325 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 13 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 26 конец дроби .

Ответ: б)  арк­ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: 5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 13 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 26 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а),

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 563633: 680003 680775 Все

Источник: Стат­Град: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та 18.03.2025 ва­ри­ант МА2410410
Методы геометрии: Тео­ре­ма ко­си­ну­сов, Тео­ре­ма Пи­фа­го­ра
Классификатор стереометрии: Дву­гран­ный угол, ли­ней­ный угол дву­гран­но­го угла, Угол между плос­ко­стя­ми, Се­че­ние, про­хо­дя­щее через три точки, Де­ле­ние от­рез­ка, Пра­виль­ная четырёхуголь­ная пи­ра­ми­да