Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 18 № 677079
i

Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра а, при каж­дом из ко­то­рых урав­не­ние

 16 в сте­пе­ни x минус 3 умно­жить на 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 3x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 2 умно­жить на 4 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка минус левая круг­лая скоб­ка 4 минус 4a пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка минус a в квад­ра­те плюс 2a минус 1 = 0

имеет три раз­лич­ных корня.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть t=2 в сте­пе­ни x , тогда каж­до­му по­ло­жи­тель­но­му зна­че­нию t со­от­вет­ству­ет ровно одно зна­че­ние x. Усло­вие за­да­чи вы­пол­не­но тогда и толь­ко тогда, когда урав­не­ние

t в сте­пе­ни 4 минус 6t в кубе плюс 8t в квад­ра­те минус 2 левая круг­лая скоб­ка 1 минус a пра­вая круг­лая скоб­ка t минус левая круг­лая скоб­ка 1 минус a пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =0

имеет три по­ло­жи­тель­ных корня. Пре­об­ра­зу­ем урав­не­ние:

t в сте­пе­ни 4 минус 6t в кубе плюс 8t в квад­ра­те минус 2 левая круг­лая скоб­ка 1 минус a пра­вая круг­лая скоб­ка t минус левая круг­лая скоб­ка 1 минус a пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =0 рав­но­силь­но t в сте­пе­ни 4 минус 6t в кубе плюс 9t в квад­ра­те минус t в квад­ра­те минус 2 левая круг­лая скоб­ка 1 минус a пра­вая круг­лая скоб­ка t минус левая круг­лая скоб­ка 1 минус a пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =0 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка t в квад­ра­те минус 3t пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка t плюс 1 минус a пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =0 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка t в квад­ра­те минус 4t минус 1 плюс a пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка t в квад­ра­те минус 2t плюс 1 минус a пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний t в квад­ра­те минус 4t минус 1 плюс a=0, t в квад­ра­те минус 2t плюс 1 минус a=0. конец со­во­куп­но­сти .

По­стро­им гра­фик по­лу­чен­ной со­во­куп­но­сти в си­сте­ме ко­ор­ди­нат tOa при t боль­ше 0. Гра­фик пер­во­го урав­не­ния a= минус t в квад­ра­те плюс 4t плюс 1  — па­ра­бо­ла, ветви ко­то­рой на­прав­ле­ны вниз, вер­ши­на в точке  левая круг­лая скоб­ка 2; 5 пра­вая круг­лая скоб­ка . Гра­фик вто­ро­го урав­не­ния a= t в квад­ра­те минус 2t плюс 1 па­ра­бо­ла, ветви ко­то­рой на­прав­ле­ны вверх, вер­ши­на в точке  левая круг­лая скоб­ка 1; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка . Гра­фи­ки пе­ре­се­ка­ют­ся в точ­ках  левая круг­лая скоб­ка 0; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка и  левая круг­лая скоб­ка 3; 4 пра­вая круг­лая скоб­ка . Ана­ли­зи­руя гра­фи­ки, по­лу­ча­ем, что со­во­куп­ность имеет три по­ло­жи­тель­ных корня при 0 мень­ше a мень­ше 1, 1 мень­ше a мень­ше 4 и 4 мень­ше a мень­ше 5.

 

Ответ:  левая круг­лая скоб­ка 0; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка \cup левая круг­лая скоб­ка 1; 4 пра­вая круг­лая скоб­ка \cup левая круг­лая скоб­ка 4; 5 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ4
С по­мо­щью вер­но­го рас­суж­де­ния по­лу­че­ны вер­ные зна­че­ния па­ра­мет­ра, но до­пу­щен не­до­чет3
С по­мо­щью вер­но­го рас­суж­де­ния по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за вы­чис­ли­тель­ной ошиб­ки, при этом верно вы­пол­не­ны все шаги ре­ше­ния,

ИЛИ

в ре­ше­нии верно най­де­ны все гра­нич­ные точки мно­же­ства зна­че­ний па­ра­мет­ра, но не­вер­но опре­де­ле­ны про­ме­жут­ки зна­че­ний

2
В слу­чае ана­ли­ти­че­ско­го ре­ше­ния: за­да­ча верно све­де­на к на­бо­ру ре­шен­ных урав­не­ний и не­ра­венств с уче­том тре­бу­е­мых огра­ни­че­ний,

ИЛИ

в слу­чае гра­фи­че­ско­го ре­ше­ния: за­да­ча верно све­де­на к ис­сле­до­ва­нию вза­им­но­го рас­по­ло­же­ния линий (изоб­ра­же­ны не­об­хо­ди­мые фи­гу­ры, учте­ны огра­ни­че­ния, ука­за­на связь ис­ход­ной за­да­чи с по­стро­ен­ны­ми фи­гу­ра­ми)

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 497
Классификатор алгебры: Урав­не­ния с па­ра­мет­ром
Методы алгебры: Вве­де­ние за­ме­ны, Раз­ло­же­ние на мно­жи­те­ли