Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 674205
i

В спор­тив­ной сек­ции за­ни­ма­ет­ся более 20 и менее 45 школь­ни­ков. На об­ласт­ное со­рев­но­ва­ние было за­яв­ле­но более по­ло­ви­ны ребят из сек­ции, но потом ровно один из них от­ка­зал­ся участ­во­вать.

а)  Могло ли по­лу­чить­ся так, что те­перь на со­рев­но­ва­ние за­яв­ле­но менее по­ло­ви­ны школь­ни­ков из этой сек­ции?

б)  Из­вест­но, что и до, и после от­ка­за од­но­го из ребят про­цент за­яв­лен­ных на со­рев­но­ва­ние вы­ра­жал­ся целым чис­лом. Най­ди­те все воз­мож­ные зна­че­ния числа за­ни­ма­ю­щих­ся в этой сек­ции.

в)  Какое наи­мень­шее целое зна­че­ние мог при­нять про­цент за­яв­лен­ных спортс­ме­нов после от­ка­за од­но­го из школь­ни­ков?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Да. На­при­мер, если было за­яв­ле­но 15 школь­ни­ков из 29, а по­еха­ло 14.

б)  Один школь­ник также со­став­ля­ет целое число про­цен­тов от об­ще­го числа ребят в сек­ции, по­сколь­ку и с ним и без него число про­цен­тов целое, а раз­ность этих чисел  — число про­цен­тов, при­хо­дя­ще­е­ся на од­но­го школь­ни­ка. Зна­чит, чис­лен­ность сек­ции  — де­ли­тель 100. Учи­ты­вая огра­ни­че­ния  20 мень­ше n мень­ше 45, по­лу­ча­ем что n  =  25. Могло быть за­яв­ле­но, на­при­мер, 13 че­ло­век.

в)  Если в сек­ции было 25 че­ло­век, из них со­би­ра­лись ехать 13, а те­перь по­едет 12, то ис­ко­мый про­цент со­став­ля­ет  дробь: чис­ли­тель: 12, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби умно­жить на 100 = 48\%. До­ка­жем, что это наи­луч­ший ва­ри­ант. Сразу от­ме­тим, что если число школь­ни­ков в сек­ции четно, то при от­чис­ле­нии од­но­го школь­ни­ка из со­ста­ва де­ле­га­ции (когда их было боль­ше по­ло­ви­ны), по­лу­чит­ся не мень­ше по­ло­ви­ны от со­ста­ва сек­ции, то есть 50%. Зна­чит, можно рас­смат­ри­вать толь­ко не­чет­ные числа. Далее, один школь­ник со­став­ля­ет не более  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 21 конец дроби умно­жить на 100 мень­ше 5\% от со­ста­ва сек­ции, а рань­ше ехало более 50%, зна­чит, те­перь едет более 50\% минус 5\% = 45\%. Оста­лось разо­брать ва­ри­ан­ты 46% и 47%.

Если в сек­ции n че­ло­век и 46% из них целое число, то  дробь: чис­ли­тель: 23n, зна­ме­на­тель: 50 конец дроби   — целое число, от­ку­да  n боль­ше или равно 50. Ана­ло­гич­но для 47% по­лу­чим, что  дробь: чис­ли­тель: 47n, зна­ме­на­тель: 100 конец дроби   — целое число, от­ку­да  n боль­ше или равно 100. Ни то, ни дру­гое не­воз­мож­но.

 

Ответ: а)  да, б)  25, в)  48.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­че­ны вер­ные от­ве­ты в пунк­тах а), б) и в).4
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те в) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те а) или б).3
Обос­но­ван­но по­лу­че­ны вер­ные от­ве­ты в пунк­тах а) и б)

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те в)

2
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те а) или б).1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 489
Классификатор алгебры: Сю­жет­ные за­да­чи: кино, театр, мотки верёвки