Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 13 № 673039
i

В пра­виль­ном тет­ра­эд­ре SNEG точки K и L  — се­ре­ди­ны ребер NE и SG со­от­вет­ствен­но. Плос­кость α пер­пен­ди­ку­ляр­на пря­мой KL и пе­ре­се­ка­ет ребро EG в точке P.

а)  До­ка­жи­те, что пря­мая KL пер­пен­ди­ку­ляр­на реб­рам NE и SG.

б)  Най­ди­те пло­щадь се­че­ния тет­ра­эд­ра плос­ко­стью α, если из­вест­но, что EP  =  ⁠1, PG  =  ⁠5.

ИЛИ

В кубе ABCDA1B1C1D1 от­ме­че­ны точки M и N  — се­ре­ди­ны сто­рон AB и AD со­от­вет­ствен­но.

а)  До­ка­жи­те, что пря­мые B1N и CM пер­пен­ди­ку­ляр­ны.

б)  Най­ди­те рас­сто­я­ние между этими пря­мы­ми, если B_1N = 7 ко­рень из 2 .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  За­ме­тим, что  SK = GK = NL = EL как вы­со­ты в рав­ных пра­виль­ных тре­уголь­ни­ках. От­ре­зок KL  — ме­ди­а­на, про­ве­ден­ная к ос­но­ва­нию рав­но­бед­рен­но­го тре­уголь­ни­ка SKG, зна­чит, от­ре­зок KL  — вы­со­та. Ана­ло­гич­но от­ре­зок LK  — вы­со­та и ме­ди­а­на рав­но­бед­рен­но­го тре­уголь­ни­ка NLE. По­лу­чи­ли тре­бу­е­мое.

б)  Пусть плос­кость α пе­ре­се­ка­ет ребра SE, SN, NG в точ­ках Q, R, T со­от­вет­ствен­но. Плос­кость α пер­пен­ди­ку­ляр­на от­рез­ку KL, и от­ре­зок SG пер­пен­ди­ку­ля­рен от­рез­ку KL, зна­чит, плос­кость α па­рал­лель­на от­рез­ку SG. Ана­ло­гич­но плос­кость α па­рал­лель­на от­рез­куNE.

До­ка­жем, что от­ре­зок QP па­рал­ле­лен от­рез­ку SG. Дей­стви­тель­но, пусть пря­мые QP и SG пе­ре­се­ка­ют­ся в точке K (они не могут быть скре­щи­ва­ю­щи­ми­ся, по­то­му что лежат в одной плос­ко­сти). Тогда точка K при­над­ле­жит и плос­ко­сти α, и от­рез­ку SG, что не­воз­мож­но. Зна­чит, от­рез­ки QP и SG па­рал­лель­ны. Пол­но­стью ана­ло­гич­но до­ка­зы­ва­ет­ся па­рал­лель­ность от­рез­ков RT и SG, а также па­рал­лель­ность от­рез­ков RQ, NE и TP.

Кроме того, пусть от­ре­зок SH  — вы­со­та тет­ра­эд­ра, тогда от­ре­зок GH  — про­ек­ция от­рез­ка SG на плос­кость NEG, а от­ре­зок GH пер­пен­ди­ку­ля­рен от­рез­ку NE. По тео­ре­ме о трех пер­пен­ди­ку­ля­рах от­ре­зок SG пер­пен­ди­ку­ля­рен от­рез­ку NE. Далее, от­ре­зок RQ пер­пен­ди­ку­ля­рен от­рез­ку QP, сле­до­ва­тель­но, че­ты­рех­уголь­ник RQPT  — пря­мо­уголь­ник. Тре­уголь­ник  QEP пра­виль­ный, QP  =  EQ  =  1, SQ  =  5. Тре­уголь­ник  SRQ тоже пра­виль­ный, зна­чит, RQ  =  SQ  =  5. Итак, SRQPT  =  5.

 

Ответ: б)  5.

ИЛИ

а)  Пусть от­рез­ки BN и CM пе­ре­се­ка­ют­ся в точке P, тогда:

 тан­генс \angle MBP = дробь: чис­ли­тель: AN, зна­ме­на­тель: AB конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ,

 тан­генс \angle BMP = дробь: чис­ли­тель: BC, зна­ме­на­тель: BM конец дроби = 2,

 \angle MBP плюс \angle BMP = арк­тан­генс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс арк­тан­генс 2 = \arcctg 2 плюс арк­тан­генс 2 = дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ,

то есть угол BPM  — пря­мой. От­ре­зок BN  — про­ек­ция от­рез­ка B1N на плос­кость ABCD, зна­чит, по тео­ре­ме о трех пер­пен­ди­ку­ля­рах угол между от­рез­ка­ми B1N и CM также пря­мой.

б)  Плос­кость BB1N пер­пен­ди­ку­ляр­на пря­мой CM, так как пря­мая BN пер­пен­ди­ку­ляр­на пря­мой CM и пря­мая BB1 пер­пен­ди­ку­ляр­на пря­мой CM. Возь­мем на от­рез­ке B1N точку Q такую, что от­ре­зок PQ пер­пен­ди­ку­ля­рен пря­мой B1N. По­лу­ча­ем, что от­ре­зок PQ  — ис­ко­мое рас­сто­я­ние.

Пусть AD  =  2x, AN  =  x, тогда

 BN = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 2x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = x ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та ,

 B_1N в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка 2x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 5x в квад­ра­те = 9x в квад­ра­те ,

 x в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: левая круг­лая скоб­ка 7 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 9 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 98, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби .

От­ре­зок BP  — вы­со­та пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка MBC, сле­до­ва­тель­но,

 BP = дробь: чис­ли­тель: BM умно­жить на BC, зна­ме­на­тель: CM конец дроби = дробь: чис­ли­тель: BM умно­жить на BC, зна­ме­на­тель: BN конец дроби = дробь: чис­ли­тель: x умно­жить на 2x, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та x конец дроби = x умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та x = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби BN,

от­ку­да  PN = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та x. Тре­уголь­ни­ки PQN и BB1N по­доб­ны по двум углам, зна­чит,  дробь: чис­ли­тель: PQ, зна­ме­на­тель: BB_1 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: PN, зна­ме­на­тель: B_1N конец дроби и

 PQ = дробь: чис­ли­тель: 2x умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби умно­жить на x ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 7 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 6 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 35 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби умно­жить на x в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: 6 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та умно­жить на 98, зна­ме­на­тель: 35 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та умно­жить на 9 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 14 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 15 конец дроби .

Ответ: б)  дробь: чис­ли­тель: 14 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 15 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­че­ны вер­ные от­ве­ты в обоих пунк­тах2
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те а),

ИЛИ

по­лу­че­ны не­вер­ные от­ве­ты из-за вы­чис­ли­тель­ной ошиб­ки, но при этом име­ет­ся вер­ная по­сле­до­ва­тель­ность всех шагов ре­ше­ния пунк­та а) и пунк­та б)

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 485