Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 18 № 667321
i

Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра a, при каж­дом из ко­то­рых урав­не­ние

 левая круг­лая скоб­ка x минус 2 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 4 a минус a в квад­ра­те минус 3 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: a в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка x минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка a минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0

имеет не менее двух ре­ше­ний на от­рез­ке [1,5; 2,5].

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Урав­не­ние имеет смысл при

4 a минус a в квад­ра­те минус 3 боль­ше или равно 0 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка a минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка a минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно 0 рав­но­силь­но 1 мень­ше или равно a мень­ше или равно 3. \qquad левая круг­лая скоб­ка * пра­вая круг­лая скоб­ка

При таких зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра урав­не­ние рав­но­силь­но со­во­куп­но­сти

 со­во­куп­ность вы­ра­же­ний x=2 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 4 a минус a в квад­ра­те минус 3 конец ар­гу­мен­та , ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка x минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс a в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка a минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , x=2. конец со­во­куп­но­сти .

Рас­смот­рим вто­рое урав­не­ние со­во­куп­но­сти. Гео­мет­ри­че­ский смысл урав­не­ния со­сто­ит в том, что в си­сте­ме ко­ор­ди­нат xOa сумма рас­сто­я­ний от точки  левая круг­лая скоб­ка x;a пра­вая круг­лая скоб­ка до точек  левая круг­лая скоб­ка 3;0 пра­вая круг­лая скоб­ка и  левая круг­лая скоб­ка 2;1 пра­вая круг­лая скоб­ка равно  ко­рень из 2 . По­сколь­ку рас­сто­я­ние между точ­ка­ми  левая круг­лая скоб­ка 3;0 пра­вая круг­лая скоб­ка и  левая круг­лая скоб­ка 2;1 пра­вая круг­лая скоб­ка тоже равно  ко­рень из 2 , это озна­ча­ет, что точка  левая круг­лая скоб­ка x;a пра­вая круг­лая скоб­ка долж­на ле­жать на от­рез­ке, со­еди­ня­ю­щем точки  левая круг­лая скоб­ка 3;0 пра­вая круг­лая скоб­ка и  левая круг­лая скоб­ка 2;1 пра­вая круг­лая скоб­ка . Усло­вию (⁎) удо­вле­тво­ря­ет толь­ко одна точка этого от­рез­ка  — точка  левая круг­лая скоб­ка 2;1 пра­вая круг­лая скоб­ка , при­над­ле­жа­щая также и пря­мой x=2, за­да­ва­е­мой тре­тьим урав­не­ни­ем со­во­куп­но­сти. Таким об­ра­зом, вто­рое урав­не­ние со­во­куп­но­сти можно ис­клю­чить, без по­те­ри или при­об­ре­те­ния ре­ше­ний. Имеем:

 со­во­куп­ность вы­ра­же­ний x=2 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 4 a минус a в квад­ра­те минус 3 конец ар­гу­мен­та , x=2. конец со­во­куп­но­сти . рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний x минус 2= минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус левая круг­лая скоб­ка a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та , x=2. конец со­во­куп­но­сти . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний со­во­куп­ность вы­ра­же­ний левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =1, x=2, конец си­сте­мы . x мень­ше или равно 2, 1 мень­ше или равно a мень­ше или равно 3. конец со­во­куп­но­сти .

Гра­фи­ком по­лу­чен­ной си­сте­мы на плос­ко­сти xOa яв­ля­ет­ся объ­еди­не­ние левой по­лу­окруж­но­сти ра­ди­у­сом 1 с цен­тром в точке  левая круг­лая скоб­ка 2; 2 пра­вая круг­лая скоб­ка и от­рез­ка AB пря­мой x=2 (вы­де­ле­но оран­же­вым). Ана­ли­зи­руя по­стро­ен­ный гра­фик по­лу­ча­ем, что урав­не­ние имеет не менее двух ре­ше­ний на от­рез­ке [1,5; 2,5] (по­ло­са, огра­ни­чен­ная пря­мы­ми x=1,5 и x=2,5, вы­де­ле­на зе­ле­ным) при 1 мень­ше a мень­ше или равно a_1 и при a_2 мень­ше или равно a мень­ше 3, где a1 и a2 со­от­вет­ствен­но  — ор­ди­на­ты точек

C левая круг­лая скоб­ка 2 минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; 2 минус дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка

и

D левая круг­лая скоб­ка 2 минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; 2 плюс дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка

пе­ре­се­че­ния дуги окруж­но­сти с пря­мой x=1,5.

Таким об­ра­зом, ис­ход­ное урав­не­ние имеет не менее двух ре­ше­ний на от­рез­ке [1,5; 2,5] при 1 мень­ше a мень­ше или равно 2 минус дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби и при 2 плюс дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби мень­ше или равно a мень­ше 3.

 

Ответ:  левая круг­лая скоб­ка 1; 2 минус дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка 2 плюс дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; 3 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ4
С по­мо­щью вер­но­го рас­суж­де­ния по­лу­че­ны вер­ные зна­че­ния па­ра­мет­ра, но до­пу­щен не­до­чет3
С по­мо­щью вер­но­го рас­суж­де­ния по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за вы­чис­ли­тель­ной ошиб­ки, при этом верно вы­пол­не­ны все шаги ре­ше­ния,

ИЛИ

в ре­ше­нии верно най­де­ны все гра­нич­ные точки мно­же­ства зна­че­ний па­ра­мет­ра, но не­вер­но опре­де­ле­ны про­ме­жут­ки зна­че­ний

2
В слу­чае ана­ли­ти­че­ско­го ре­ше­ния: за­да­ча верно све­де­на к на­бо­ру ре­шен­ных урав­не­ний и не­ра­венств с уче­том тре­бу­е­мых огра­ни­че­ний,

ИЛИ

в слу­чае гра­фи­че­ско­го ре­ше­ния: за­да­ча верно све­де­на к ис­сле­до­ва­нию вза­им­но­го рас­по­ло­же­ния линий (изоб­ра­же­ны не­об­хо­ди­мые фи­гу­ры, учте­ны огра­ни­че­ния, ука­за­на связь ис­ход­ной за­да­чи с по­стро­ен­ны­ми фи­гу­ра­ми)

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 469
Классификатор алгебры: Урав­не­ния с па­ра­мет­ром, Ко­ор­ди­на­ты (x, a), Урав­не­ние окруж­но­сти