Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

В ост­ро­уголь­ном тре­уголь­ни­ке ABC про­ве­де­ны вы­со­ты AK и CM. На них из точек M и K опу­ще­ны пер­пен­ди­ку­ля­ры ME и KH со­от­вет­ствен­но.

а)  До­ка­жи­те, что пря­мые EH и AC па­рал­лель­ны.

б)  Най­ди­те от­но­ше­ние EH и AC, если \angle ABC = 45 гра­ду­сов.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  За­ме­тим, что от­ре­зок AC виден из точек K и M под углом 90°, по­это­му точки М, К, С и А лежат на одной окруж­но­сти, диа­мет­ром ко­то­рой яв­ля­ет­ся от­ре­зок АС. Ана­ло­гич­но, точки M, K, H, E лежат на окруж­но­сти, диа­мет­ром ко­то­рой яв­ля­ет­ся MK.

Пусть \angle KAC = альфа . Тогда \angle KAC = \angle KMC= альфа , так как они опи­ра­ют­ся на одну дугу KC в окруж­но­сти, опи­сан­ной во­круг четырёхуголь­ни­ка AMKC. Кроме того, \angle KMC = \angle KEH= альфа , так как они опи­ра­ют­ся на одну дугу KH в окруж­но­сти, опи­сан­ной во­круг четырёхуголь­ни­ка MKHE. Так как \angle OEH = \angle OAC, пря­мые EH и АС па­рал­лель­ны, по­сколь­ку это со­от­вет­ствен­ные углы при пе­ре­се­че­нии EH и AC се­ку­щей OA. Это и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

б)  Ис­поль­зу­ем по­до­бие тре­уголь­ни­ков. Тре­уголь­ни­ки MBK и CBA по­доб­ны с ко­эф­фи­ци­ен­том по­до­бия k= ко­си­нус бета . Тре­уголь­ни­ки OEH и OMK также по­доб­ны с тем же ко­эф­фи­ци­ен­том по­до­бия. Кроме того, по­доб­ны тре­уголь­ни­ки OMK и AOC, по­это­му по­доб­ны тре­уголь­ни­ки OEH и OAC, при­чем ко­эф­фи­ци­ент по­до­бия равен k= ко­си­нус в квад­ра­те бета . Тогда

 EH = ко­си­нус в квад­ра­те бета AC=AC ко­си­нус в квад­ра­те 45 гра­ду­сов = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби AC.

Тем самым ис­ко­мое от­но­ше­ние длин сто­рон равно 1 : 2.

 

Ответ: б) 1 : 2.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а),

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 514449: 514529 514536 661328 Все

Источники:
Методы геометрии: Углы в окруж­но­стях {центр., впис., опи­ра­ю­щи­е­ся на одну дугу}, Тео­ре­ма Фа­ле­са, Три­го­но­мет­рия в гео­мет­рии
Классификатор планиметрии: Окруж­ность, опи­сан­ная во­круг че­ты­рех­уголь­ни­ка