Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 14 № 652136
i

В пра­виль­ной четырёхуголь­ной пи­ра­ми­де SABCD сто­ро­на ос­но­ва­ния AD  =  12, а вы­со­та равна 3. На реб­рах AB, CD, AS от­ме­че­ны точки E, F и К со­от­вет­ствен­но, при­чем A E =D F = 4 и AK  =  3.

а)  До­ка­жи­те, что плос­ко­сти KEF и SBC па­рал­лель­ны.

б)  Най­ди­те рас­сто­я­ние от точки К до плос­ко­сти SBC.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  За­ме­тим, что по­сколь­ку AE  =  DF, то пря­мые AD, BC, EF па­рал­лель­ны. Сле­до­ва­тель­но, плос­кость KEF пе­ре­се­ка­ет­ся с плос­ко­стью SAD по пря­мой, также па­рал­лель­ной пря­мой AD. Пусть точка L  — точка пе­ре­се­че­ния этой пря­мой с реб­ром SD, O  — центр ос­но­ва­ния. Тогда

AO = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби AC = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби AB = 6 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та ,

AS = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: AO в квад­ра­те плюс SO в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = 9.

Таким об­ра­зом,  дробь: чис­ли­тель: AK, зна­ме­на­тель: AS конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: AE, зна­ме­на­тель: AB конец дроби , сле­до­ва­тель­но, по об­рат­ной тео­ре­ме Фа­ле­са, пря­мые KE и SB па­рал­лель­ны, то есть плос­ко­сти KEF и SBC со­дер­жат две пары пе­ре­се­ка­ю­щих­ся па­рал­лель­ных пря­мых и, сле­до­ва­тель­но, па­рал­лель­ны.

 

б)  Из п. а) сле­ду­ет, что пря­мая KL па­рал­лель­на плос­ко­сти SBC, сле­до­ва­тель­но, рас­сто­я­ние от точки K до плос­ко­сти SBC равно рас­сто­я­нию до плос­ко­сти SBC от любой точки пря­мой KL. Пусть M и N  — се­ре­ди­ны ребер AD и BC со­от­вет­ствен­но. Рас­смот­рим плос­кость SMN, за­ме­тим, что она со­дер­жит вы­со­ту пи­ра­ми­ды SO, вы­со­та SO пер­пен­ди­ку­ляр­на сто­ро­не BC. Кроме того, от­ре­зок MN пер­пен­ди­ку­ля­рен сто­ро­не BC, сле­до­ва­тель­но, плос­кость SMN пер­пен­ди­ку­ляр­на пря­мой BC.

Пусть G  — точка пе­ре­се­че­ния плос­ко­сти SMN с пря­мой KL. Из точки G в плос­ко­сти SMN на пря­мую SN опу­стим пер­пен­ди­ку­ляр GH, тогда от­ре­зок GH пер­пен­ди­ку­ля­рен сто­ро­не BC и от­ре­зок GH пер­пен­ди­ку­ля­рен от­рез­ку SN, сле­до­ва­тель­но, от­ре­зок GH пер­пен­ди­ку­ля­рен плос­ко­сти SBC и его длина равна рас­сто­я­нию от точк G (а сле­до­ва­тель­но, и от точки K) до плос­ко­сти SBC.

За­ме­тим, что  дробь: чис­ли­тель: SG, зна­ме­на­тель: SM конец дроби = дробь: чис­ли­тель: SK, зна­ме­на­тель: SA конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , сле­до­ва­тель­но, GH= дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби d левая круг­лая скоб­ка M,SH пра­вая круг­лая скоб­ка , где d левая круг­лая скоб­ка M,SN пра­вая круг­лая скоб­ка   — рас­сто­я­ние от точки M до пря­мой SN, то есть длина вы­со­ты тре­уголь­ни­ка SMN, опу­щен­ной из вер­ши­ны M. На­хо­дим:

MN= AB=12,

ON= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби MN=6,

SN= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: SO в квад­ра­те плюс ON в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та .

Сле­до­ва­тель­но,

d левая круг­лая скоб­ка M,SN пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на SN = SO умно­жить на MN рав­но­силь­но d левая круг­лая скоб­ка M,SN пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: SO умно­жить на MN, зна­ме­на­тель: SN конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 12 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби ,

от­ку­да GH = дробь: чис­ли­тель: 8 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

 

Ответ: б)  дробь: чис­ли­тель: 8 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а),

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 449
Методы геометрии: Тео­ре­ма Фа­ле­са, Тео­ре­ма Пи­фа­го­ра
Классификатор стереометрии: Па­рал­лель­ность плос­ко­стей, Рас­сто­я­ние от точки до плос­ко­сти, Пра­виль­ная четырёхуголь­ная приз­ма