Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Через се­ре­ди­ну бо­ко­во­го ребра пра­виль­ной тре­уголь­ной пи­ра­ми­ды про­ве­де­на плос­кость α, пер­пен­ди­ку­ляр­ная этому ребру. Из­вест­но, что она пе­ре­се­ка­ет осталь­ные бо­ко­вые рёбра и раз­би­ва­ет пи­ра­ми­ду на два мно­го­гран­ни­ка, объёмы ко­то­рых от­но­сят­ся как 1 : 3.

а)  До­ка­жи­те, что плос­кий угол при вер­ши­не пи­ра­ми­ды равен 45°.

б)  Най­ди­те пло­щадь се­че­ния пи­ра­ми­ды плос­ко­стью α, если бо­ко­вое ребро пи­ра­ми­ды равно 4.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть плос­кость α про­хо­дит через точку L  — cере­ди­ну ребра SA  — и пе­ре­се­ка­ет ребра SB и SC в точ­ках M и N со­от­вет­ствен­но. За­ме­тим, что SLM и SLN  — рав­ные пря­мо­уголь­ные тре­уголь­ни­ки, сле­до­ва­тель­но, LM  =  LN и SM  =  SN. По тео­ре­ме об от­но­ше­нии объ­е­мов тет­ра­эд­ров с общим трех­гран­ным углом на­хо­дим:

 дробь: чис­ли­тель: V_SLMN, зна­ме­на­тель: V_SABC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: SL умно­жить на SM умно­жить на SN, зна­ме­на­тель: SA умно­жить на SB умно­жить на SC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ,

от­ку­да  левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: SM, зна­ме­на­тель: SB конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , сле­до­ва­тель­но,

 SM = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби , SB= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби SA.

По тео­ре­ме Пи­фа­го­ра из тре­уголь­ни­ка SLM по­лу­ча­ем:

LM = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: SM в квад­ра­те минус SL в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби SA в квад­ра­те минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби SA в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби SA = SL.

Таким об­ра­зом, тре­уголь­ник SLM  — пря­мо­уголь­ный и рав­но­бед­рен­ный, а по­то­му угол LSM равен 45°.

 

б)  Из п. а) сле­ду­ет, что LM  =  LN  =  SL  =  2. За­пи­шем тео­ре­му ко­си­ну­сов для тре­уголь­ни­ка SBC:

BC в квад­ра­те = SB в квад­ра­те плюс SC в квад­ра­те минус 2SB умно­жить на SC ко­си­нус \angle BSC = 2 умно­жить на 16 минус 2 умно­жить на 16 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ,

то есть  BC=4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та . Тре­уголь­ни­ки SMN и SBC по­доб­ны. Тогда

 дробь: чис­ли­тель: MN, зна­ме­на­тель: BC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: SM, зна­ме­на­тель: SB конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби ,

от­ку­да

 MN= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби BC=2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 4 минус 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та .

В рав­но­бед­рен­ном тре­уголь­ни­ке LMN про­ве­дем вы­со­ту LH. По­лу­ча­ем:

MH= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби MN= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 4 минус 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та ,

LH= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: LM в квад­ра­те минус MH в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень 4 сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 8 конец ар­гу­мен­та .

Таким об­ра­зом, ис­ко­мая пло­щадь се­че­ния пи­ра­ми­ды плос­ко­стью α равна

 S_LMN = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби MN умно­жить на LH = 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та минус 2 конец ар­гу­мен­та .

Ответ: б) 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та минус 2 конец ар­гу­мен­та .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а),

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 429
Методы геометрии: Метод объ­е­мов, Тео­ре­ма ко­си­ну­сов, Тео­ре­ма Пи­фа­го­ра
Классификатор стереометрии: Угол между пря­мы­ми, Се­че­ние, па­рал­лель­ное или пер­пен­ди­ку­ляр­ное пря­мой, Пло­щадь се­че­ния, Пра­виль­ная тре­уголь­ная пи­ра­ми­да