Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д15 C4 № 631273
i

В тра­пе­ции ABCD с мень­шим ос­но­ва­ни­ем BC и пло­ща­дью, рав­ной 2, пря­мые BC и AD ка­са­ют­ся окруж­но­сти диа­мет­ром 2 в точ­ках В и D со­от­вет­ствен­но. Бо­ко­вые сто­ро­ны тра­пе­ции AB и CD пе­ре­се­ка­ют окруж­ность в точ­ках M и N со­от­вет­ствен­но. Длина MN равна 1.

а)  Най­ди­те ве­ли­чи­ну угла MBN.

б)  Най­ди­те длину ос­но­ва­ния AD.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  За­пи­шем тео­ре­му си­ну­сов для тре­уголь­ни­ка MBN:  дробь: чис­ли­тель: MN, зна­ме­на­тель: синус \angle MBN конец дроби =2R, от­ку­да  синус \angle MBN= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , тогда \angle MBN=30 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка или \angle MBN=150 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка . Вос­поль­зу­ем­ся тем, что AD > BC. Если сдви­гать точку A к точке D, точка M будет пе­ре­ме­щать­ся по дуге в сто­ро­ну точки D, таким об­ра­зом, дуга NBM будет уве­ли­чи­вать­ся. В тот мо­мент, когда ос­но­ва­ния ста­нут равны, точки M и N ста­нут сим­мет­рич­ны от­но­си­тель­но се­ре­ди­ны от­рез­ка BD  — то есть ста­нут диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ны. Итак, если уве­ли­чи­вать дугу NBM, то она ста­нет по­лу­окруж­но­стью, зна­чит, на ис­ход­ной кар­тин­ке она мень­ше по­лу­окруж­но­сти, по­это­му \angle NBM боль­ше 90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка . Таким об­ра­зом, \angle MBN=150 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка .

б)  Вве­дем си­сте­му ко­ор­ди­нат так, чтобы на­ча­ло ко­ор­ди­нат ока­за­лось в цен­тре окруж­но­сти, а ос­но­ва­ния тра­пе­ции были па­рал­лель­ны го­ри­зон­таль­ной оси. Тогда ко­ор­ди­на­та­ми вер­шин будут B (0; 1), D (0; −1), A (a, −1), C (c, 1). Пусть a > 0 и c < 0. Тогда усло­вие пло­ща­ди дает:

2=BD умно­жить на дробь: чис­ли­тель: BC плюс AD, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =2 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: a минус c, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =a минус c.

Для вто­ро­го усло­вия не­об­хо­ди­мы ко­ор­ди­на­ты точек M и N. Урав­не­ние пря­мой AB имеет вид y= минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: a конец дроби x плюс 1. При x  =  0 имеем y  =  1, тогда  тан­генс \angle BAD= дробь: чис­ли­тель: BD, зна­ме­на­тель: AD конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: a конец дроби . Урав­не­ние окруж­но­сти имеет вид: x в квад­ра­те плюс y в квад­ра­те =1. Под­став­ляя в него урав­не­ние пря­мой, по­лу­ча­ем:

x в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: минус 2, зна­ме­на­тель: a конец дроби x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =1 рав­но­силь­но x в квад­ра­те плюс дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: a в квад­ра­те конец дроби x в квад­ра­те минус дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: a конец дроби x=0.

Дан­ное урав­не­ние имеет два корня, x  =  0 дает точку B. Зна­чит, x левая круг­лая скоб­ка 1 плюс дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: a в квад­ра­те конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: a конец дроби , от­ку­да

x= дробь: чис­ли­тель: 4a, зна­ме­на­тель: a в квад­ра­те плюс 4 конец дроби и y= дробь: чис­ли­тель: минус 2, зна­ме­на­тель: a конец дроби x плюс 1= дробь: чис­ли­тель: a в квад­ра­те минус 4, зна­ме­на­тель: a в квад­ра­те плюс 4 конец дроби .

Ана­ло­гич­но урав­не­ние пря­мой CD имеет вид: y= дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: c конец дроби x минус 1, где x  — ко­ор­ди­на­та точки N равна  дробь: чис­ли­тель: 4c, зна­ме­на­тель: c в квад­ра­те плюс 4 конец дроби , а ко­ор­ди­на­та y равна  дробь: чис­ли­тель: 4 минус c в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: c в квад­ра­те плюс 4 конец дроби . За­пи­шем вто­рое усло­вие MN в квад­ра­те =1:

 левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 4a, зна­ме­на­тель: a в квад­ра­те плюс 4 конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: 4c, зна­ме­на­тель: c в квад­ра­те плюс 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: a в квад­ра­те минус 4, зна­ме­на­тель: a в квад­ра­те плюс 4 конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: 4 минус c в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: c в квад­ра­те плюс 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =1.

Рас­кры­вая скоб­ки по­лу­ча­ем квад­ра­ты ко­ор­ди­нат точек M и N, ко­то­рые в сумме дают 2. Рас­смот­рим удво­ен­ные про­из­ве­де­ния:

2 минус дробь: чис­ли­тель: 32ac, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка c в квад­ра­те плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: 2 левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка c в квад­ра­те минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка c в квад­ра­те плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби =1 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но 1= дробь: чис­ли­тель: 32ac минус 2 левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка c в квад­ра­те минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка c в квад­ра­те плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка c в квад­ра­те плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка =32ac минус 2 левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка c в квад­ра­те минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Зная, что a  =  c + 2, по­лу­ча­ем:

 левая круг­лая скоб­ка c в квад­ра­те плюс 4c плюс 8 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка c в квад­ра­те плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка =32c левая круг­лая скоб­ка c плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка минус 2 левая круг­лая скоб­ка c в квад­ра­те плюс 4c пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка c в квад­ра­те минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но c в сте­пе­ни 4 плюс 4c в кубе плюс 8c в квад­ра­те плюс 4c в квад­ра­те плюс 16c плюс 32=32c в квад­ра­те плюс 64c минус 2c в сте­пе­ни 4 минус 8c в кубе плюс 8c в квад­ра­те плюс 32c рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но 3c в сте­пе­ни 4 плюс 12c в кубе минус 28c в квад­ра­те минус 80c плюс 32=0.

Вве­дем за­ме­ну c плюс 1=t, тогда  c=t минус 1:

3 левая круг­лая скоб­ка t минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни 4 плюс 12 левая круг­лая скоб­ка t минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в кубе минус 28 левая круг­лая скоб­ка t минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус 80 левая круг­лая скоб­ка t минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 32=0 рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но 3t в сте­пе­ни 4 минус 46t в квад­ра­те плюс 75=0 рав­но­силь­но t в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: 23\pm 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 19 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Ясно, что c при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 2;0 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , по­это­му t при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 1;1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , по­это­му удо­вле­тво­ря­ет толь­ко сле­ду­ю­щий ва­ри­ант:

t в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: 23 минус 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 19 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби рав­но­силь­но t=\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 23 минус 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 19 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби конец ар­гу­мен­та =\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: левая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 19 конец ар­гу­мен­та минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби конец ар­гу­мен­та =\pm дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 19 конец ар­гу­мен­та минус 2, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

Таким об­ра­зом,

a=c плюс 2=t плюс 1=1\pm дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 19 конец ар­гу­мен­та минус 2, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

Оче­вид­но, что один выбор знака дает боль­шее ос­но­ва­ние, а дру­гой  — мень­шее, по­сколь­ку их сумма как раз равна 2. За­да­че удо­вле­тво­ря­ет боль­шее ос­но­ва­ние, по­это­му ответ 1 плюс дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 19 конец ар­гу­мен­та минус 2, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

 

Ответ: б) 1 плюс дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 19 конец ар­гу­мен­та минус 2, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б и ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 527578: 631273 Все