Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Дана пра­виль­ная четырёхуголь­ная пи­ра­ми­да SABCD. Точка M  — се­ре­ди­на SA, на ребре SB от­ме­че­на точка N так, что SN : NB =1: 2.

а)  До­ка­жи­те, что плос­кость CMN па­рал­лель­на пря­мой SD.

б)  Най­ди­те пло­щадь се­че­ния пи­ра­ми­ды плос­ко­стью CMN, если все рёбра равны 12.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть O  — точка пе­ре­се­че­ния диа­го­на­лей квад­ра­та ABCD, точка L  — се­ре­ди­на ребра SB, K  — точка пе­ре­се­че­ния ме­ди­ан тре­уголь­ни­ка SAC. Тогда

 дробь: чис­ли­тель: SN, зна­ме­на­тель: SL конец дроби = дробь: чис­ли­тель: дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби SB , зна­ме­на­тель: дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби SB конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: SK, зна­ме­на­тель: SO конец дроби .

По тео­ре­ме, об­рат­ной тео­ре­ме Фа­ле­са, по­лу­ча­ем, что  NK \| LO. В тре­уголь­ни­ке SBD от­ре­зок LO  — сред­няя линия, по­это­му LO \| SD, а зна­чит, NK \| SD. Тогда NK лежит в плос­ко­сти CMN, по­это­му, по при­зна­ку па­рал­лель­но­сти пря­мой и плос­ко­сти, плос­кость CMN па­рал­лель­на пря­мой SD.

б)  Пусть пря­мая MN пе­ре­се­ка­ет плос­кость ос­но­ва­ния пи­ра­ми­ды в точке R. При­ме­ним тео­ре­му Ме­не­лая к тре­уголь­ни­ку ASB и пря­мой MN, по­лу­чим:

 дробь: чис­ли­тель: SN, зна­ме­на­тель: NB конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: BR, зна­ме­на­тель: RA конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: AM, зна­ме­на­тель: MS конец дроби =1 рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: BR, зна­ме­на­тель: RA конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 1 конец дроби =1 рав­но­силь­но BR=2RA,

от­ку­да RA=AB=12. Тогда AP  — сред­няя линия тре­уголь­ни­ка RBC, а зна­чит, AP= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби BC=6. Сле­до­ва­тель­но, PD=6. Из тре­уголь­ни­ка CDP на­хо­дим

CP в квад­ра­те =CD в квад­ра­те плюс DP в квад­ра­те =12 в квад­ра­те плюс 6 в квад­ра­те =36 умно­жить на 5,

от­ку­да CP=6 ко­рень из 5 .

Ос­но­ва­ние ABCD  — квад­рат, по­это­му AC=AB ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та =12 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та . Тре­уголь­ник ASC пря­мо­уголь­ный, по­сколь­ку AS в квад­ра­те плюс SC в квад­ра­те =AC в квад­ра­те (дей­стви­тель­но, 12 в квад­ра­те плюс 12 в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка 12 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка . Зная, что \angle ASC=90 гра­ду­сов =\angle MSC, най­дем MC из пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка MSC:

MC в квад­ра­те =MS в квад­ра­те плюс SC в квад­ра­те =6 в квад­ра­те плюс 12 в квад­ра­те =36 умно­жить на 5.

от­ку­да MC=6 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та .

Итак, тре­уголь­ник MCP рав­но­бед­рен­ный, его бо­ко­вые сто­ро­ны равны 6 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , а ос­но­ва­ние MP= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби SD=6. Най­дем вы­со­ту CQ этого тре­уголь­ни­ка:

CQ= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: CP в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби MP пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 36 умно­жить на 5 минус 9 конец ар­гу­мен­та =3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 19 конец ар­гу­мен­та ,

а также его пло­щадь:

S_MPC= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби MP умно­жить на CQ= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на 6 умно­жить на 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 19 конец ар­гу­мен­та =9 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 19 конец ар­гу­мен­та .

Оста­лось найти пло­щадь тре­уголь­ни­ка NMC. Для этого за­ме­тим, что \angle ASB=\angle BSC=60 гра­ду­сов, и при­ме­ним тео­ре­му ко­си­ну­сов к тре­уголь­ни­кам SMN и SNC:

MN в квад­ра­те =MS в квад­ра­те плюс SN в квад­ра­те минус 2MS умно­жить на SN умно­жить на ко­си­нус 60 гра­ду­сов =36 плюс 16 минус 2 умно­жить на 6 умно­жить на 4 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =28,

NC в квад­ра­те =SC в квад­ра­те плюс SN в квад­ра­те минус 2SC умно­жить на SN умно­жить на ко­си­нус 60 гра­ду­сов =144 плюс 16 минус 2 умно­жить на 12 умно­жить на 4 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =112.

В тре­уголь­ни­ке MNC из­вест­ны три сто­ро­ны. При­ме­ним к нему тео­ре­му ко­си­ну­сов, по­лу­чим:

 ко­си­нус \angle NMC= дробь: чис­ли­тель: MN в квад­ра­те плюс MC в квад­ра­те минус NC в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 умно­жить на MN умно­жить на MC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 180 плюс 28 минус 112, зна­ме­на­тель: 2 умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 28 конец ар­гу­мен­та умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 180 конец ар­гу­мен­та конец дроби =
= дробь: чис­ли­тель: 96, зна­ме­на­тель: 2 умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 28 конец ар­гу­мен­та умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 180 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 48, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 28 конец ар­гу­мен­та умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 180 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 48, зна­ме­на­тель: 12 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 35 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 35 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 35 конец дроби .

Тогда

 синус в квад­ра­те \angle NMC=1 минус ко­си­нус в квад­ра­те \angle NMC=1 минус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 35 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 35 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: 19, зна­ме­на­тель: 35 конец дроби ,

то есть  синус \angle NMC= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 19, зна­ме­на­тель: 35 конец дроби конец ар­гу­мен­та . Сле­до­ва­тель­но,

S_NMC= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби MN умно­жить на MC умно­жить на синус \angle NMC= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 28 конец ар­гу­мен­та умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 180 конец ар­гу­мен­та умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 19, зна­ме­на­тель: 35 конец дроби конец ар­гу­мен­та = 6 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 19 конец ар­гу­мен­та .

Таким об­ра­зом, для пло­ща­ди се­че­ния по­лу­ча­ем:

S_CNMP=S_\Delta MPC плюс S_\Delta MNC=9 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 19 конец ар­гу­мен­та плюс 6 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 19 конец ар­гу­мен­та =15 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 19 конец ар­гу­мен­та .

Ответ: б) 15 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 19 конец ар­гу­мен­та .

 

При­ве­дем идею ре­ше­ния пунк­та а) с ис­поль­зо­ва­ни­ем тео­ре­мы Ме­не­лая (Ирина Ни­ко­ла­е­ва, Тю­мень).

Из тре­уголь­ни­ка RBS по тео­ре­ме Ме­не­лая на­хо­дим, что RA  =  AB, затем из тре­уголь­ни­ка RBC по­лу­ча­ем, что точка Р  — се­ре­ди­на ребра AD, по­сколь­ку от­ре­зок AP  — сред­няя линия. В тре­уголь­ни­ке DAS от­ре­зок РM  — тоже сред­няя линия. Таким об­ра­зом, пря­мые РM и SD па­рал­лель­ны, а по­то­му по при­зна­ку па­рал­лель­но­сти пря­мой и плос­ко­сти за­клю­ча­ем, что пря­мая SD па­рал­лель­на плос­ко­сти CMN.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а), и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а),

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
Методы геометрии: Тео­ре­ма Пи­фа­го­ра, Тео­ре­ма ко­си­ну­сов, Тео­ре­ма Фа­ле­са, Тео­ре­ма Ме­не­лая
Классификатор стереометрии: Па­рал­лель­ность пря­мой и плос­ко­сти, Пра­виль­ная четырёхуголь­ная пи­ра­ми­да, Пло­щадь се­че­ния
Ирина Человечкова 07.07.2022 16:11

В пунк­те а) се­че­ние на чер­те­же не до­стро­е­но. Со­зда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что се­че­ни­ем яв­ля­ет­ся CMNA, а на самом деле се­че­ни­ем яв­ля­ет­ся CMNP, как на чер­те­же под б).

Служба поддержки

На­ме­рен­но не стали до­стра­и­вать, по­сколь­ку можно обой­тись без по­стро­е­ния се­че­ния.