Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д10 C2 № 622982
i

Ребро куба ABCDA1B1C1D1 равно 8. На реб­рах ВС и A1D1 взяты со­от­вет­ствен­но точки К и L, а на ребре CD  — точки М и N так, что BK=D_1L=CM=DN=2.

а)  До­ка­жи­те, что ко­си­нус угла между пря­мы­ми KN и ML равен  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 13 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

б)  Най­ди­те рас­сто­я­ние между пря­мы­ми KN и ML.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть точка M1 лежит на ребре BC так, что пря­мая MM1 па­рал­лель­на пря­мой KN, тогда  ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка \widehatKN,ML пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­си­нус \widehatLMM_1. Пря­мые MM1, KN и BC па­рал­лель­ны,

CM_1=CM=2,\quad\quad MM_1=2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та ,

 ML= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: DM в квад­ра­те плюс DD_1 в квад­ра­те плюс D_1L в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 26 конец ар­гу­мен­та ,\quad\quad M_1L= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: CD в квад­ра­те плюс DD_1 в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =8 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та .

За­пи­шем тео­ре­му ко­си­ну­сов для тре­уголь­ни­ка LMM1:

M_1L в квад­ра­те =ML в квад­ра­те плюс MM_1 в квад­ра­те минус 2ML умно­жить на MM_1 умно­жить на ко­си­нус \angle LMM_1 рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но 128=104 плюс 8 минус 2 умно­жить на 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 26 конец ар­гу­мен­та умно­жить на 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та ко­си­нус \angle LMM_1 рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но 16 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 13 конец ар­гу­мен­та ко­си­нус \angle LMM_1= минус 16 рав­но­силь­но ко­си­нус \angle LMM_1= минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 13 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

Углом между пря­мы­ми на­зы­ва­ет­ся мень­ший из углов, об­ра­зо­ван­ных при их пе­ре­се­че­нии, сле­до­ва­тель­но, углом между пря­мы­ми KN и ML будет угол, смеж­ный с углом LMM1, его ко­си­нус равен  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 13 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

б)  За­ме­тим, что так как пря­мые KN и BD па­рал­лель­ны, то пря­мая KN пер­пен­ди­ку­ляр­на пря­мой AC и пря­мой CC1, сле­до­ва­тель­но, пря­мая KN пер­пен­ди­ку­ляр­на плос­ко­сти AA1C1C.

Рас­сто­я­ние между скре­щи­ва­ю­щи­ми­ся пря­мы­ми равно рас­сто­я­нию между их про­ек­ци­я­ми на плос­кость, пер­пен­ди­ку­ляр­ную одной из них. Пусть O  — точка пе­ре­се­че­ния пря­мых KN и AC, тогда O  — про­ек­ция KN на AA1C1C. Через точку L про­ведём пря­мую LL1 па­рал­лель­но пря­мым KN и MM1, при этом точка L1 лежит на ребре A1B1. За­ме­тим, что пря­мые LL1 и MM1 пер­пен­ди­ку­ляр­ны плос­ко­сти AA1C1C. Пусть L' и M'  — точки пе­ре­се­че­ния LL1 с A1C1 и MM1 с AC со­от­вет­ствен­но. Тогда L'M'  — про­ек­ция LM на AA1C1C. Найдём рас­сто­я­ние от точки O до пря­мой L'M'. Из точки M опу­стим пер­пен­ди­ку­ляр OH на от­ре­зок L'M' и найдём его длину. Пусть G  — про­ек­ция точки L' на AC, тогда: L'G=AA_1=8,

M'G=M'A минус AG=AC минус M'C минус A_1L'=8 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та минус 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та =4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та ,

OM'=OC минус M'C=2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та ,\quad \quad \qquad L'M'= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: L'G в квад­ра­те плюс M'G в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та ,

S_DOL'M'= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби L'M' умно­жить на OH= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби OM' умно­жить на L'G рав­но­силь­но OH= дробь: чис­ли­тель: OM' умно­жить на L'G, зна­ме­на­тель: L'M' конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Ответ: б)  дробь: чис­ли­тель: 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 370