Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 621859
i

Пусть \overlineabc обо­зна­ча­ет трех­знач­ное число, рав­ное 100a + 10b + c, где a, b и c  — де­ся­тич­ные цифры, a ≠ 0.

а)  Су­ще­ству­ют ли такие по­пар­но раз­лич­ные не­ну­ле­вые де­ся­тич­ные цифры a, b и c, что \overlineabc плюс \overlinecba=1595?

б)  Су­ще­ству­ют ли такие по­пар­но раз­лич­ные не­ну­ле­вые де­ся­тич­ные цифры a, b и c, что 3 умно­жить на \overlineabc=5 умно­жить на \overlinecba?

в)  Какое наи­боль­шее зна­че­ние может при­ни­мать дробь  дробь: чис­ли­тель: \overlineabc, зна­ме­на­тель: \overlinecba конец дроби , если среди по­пар­но раз­лич­ных не­ну­ле­вых де­ся­тич­ных цифр a, b и c есть цифра 6?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пе­ре­пи­шем усло­вие в виде

100a плюс 10b плюс c плюс 100c плюс 10b плюс a=1595 рав­но­силь­но 101 левая круг­лая скоб­ка a плюс c пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 20b=1595.

Пусть a + c  =  15 (на­при­мер, a  =  9 и c  =  6) и b  =  4, тогда ра­вен­ство вы­пол­не­но. Итак, под­хо­дит при­мер 946 + 649  =  1595.

б)  По­сколь­ку 5 умно­жить на \overlinecba крат­но 5, то и 3 умно­жить на \overlineabc крат­но 5, а тогда и \overlineabc крат­но 5. Зна­чит, c  =  5 или c  =  0 (это не­воз­мож­но, число \overlinecba не может на­чи­нать­ся с нуля. Те­перь можно за­пи­сать усло­вие в виде

5 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка 500 плюс 10b плюс a пра­вая круг­лая скоб­ка =3 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка 100a плюс 10b плюс 5 пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но 2500 плюс 50b плюс 5a=300a плюс 30b плюс 15,

от­ку­да 295a − 20b  =  2485. Раз­де­лив на 5, по­лу­чим 59a − 4b  =  497. При a ⩽ 8 имеем 59a − 4b ⩽ 59 · 8  =  472, зна­чит, a  =  9. Тогда 59 · 9 − 4b  =  497 или 4b  =  34, что не­воз­мож­но.

 

в)  Имеем:

 дробь: чис­ли­тель: \overlineabc, зна­ме­на­тель: \overlinecba конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 100a плюс 10b плюс c, зна­ме­на­тель: 100c плюс 10b плюс a конец дроби =1 плюс дробь: чис­ли­тель: 99a минус 99c, зна­ме­на­тель: 100c плюс 10b плюс a конец дроби .

Если c  =  6, то

 дробь: чис­ли­тель: 99a минус 99c, зна­ме­на­тель: 100c плюс 10b плюс a конец дроби мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 99 левая круг­лая скоб­ка a минус 6 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 600 конец дроби мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 99 умно­жить на 3, зна­ме­на­тель: 600 конец дроби мень­ше дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Если b  =  6, то

 дробь: чис­ли­тель: 99a минус 99c, зна­ме­на­тель: 100c плюс 10b плюс a конец дроби мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 99a минус 99, зна­ме­на­тель: 100 плюс 60 плюс a конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 99a минус 99, зна­ме­на­тель: 160 плюс a конец дроби =99 минус дробь: чис­ли­тель: 99 плюс 99 умно­жить на 160, зна­ме­на­тель: 160 плюс a конец дроби мень­ше или равно 99 минус дробь: чис­ли­тель: 99 умно­жить на 161, зна­ме­на­тель: 169 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 99 умно­жить на 8, зна­ме­на­тель: 169 конец дроби .

Если a  =  6, то

 дробь: чис­ли­тель: 99a минус 99c, зна­ме­на­тель: 100c плюс 10b плюс a конец дроби мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 99 умно­жить на 6 минус 99, зна­ме­на­тель: 100 плюс 10b плюс 6 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 99 умно­жить на 5, зна­ме­на­тель: 106 плюс 10b конец дроби мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 99 умно­жить на 5, зна­ме­на­тель: 106 конец дроби .

По­сколь­ку  дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 106 конец дроби мень­ше дробь: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: 169 конец дроби , самым вы­год­ным будет вто­рой ва­ри­ант, в ко­то­ром b  =  6, c  =  1, a  =  9. Тогда

 дробь: чис­ли­тель: \overlineabc, зна­ме­на­тель: \overlinecba конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 961, зна­ме­на­тель: 169 конец дроби = целая часть: 5, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 116, зна­ме­на­тель: 169 .

Ответ: а)  да; б)  нет; в)   целая часть: 5, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 116, зна­ме­на­тель: 169 .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­че­но обос­но­ван­ное ре­ше­ние од­но­го лю­бо­го из пунк­тов а  — г.1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 366
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства
Методы алгебры: Пе­ре­бор слу­ча­ев