Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 18 № 563921
i

Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра a, при каж­дом из ко­то­рых урав­не­ние

|a минус 4|x в сте­пе­ни 4 минус 2ax в квад­ра­те плюс |a минус 30| = 0

имеет хотя бы два ре­ше­ния.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть x в квад­ра­те =t, тогда ис­ход­ное урав­не­ние имеет хотя бы два корня тогда и толь­ко тогда, когда урав­не­ние

|a минус 4|t в квад­ра­те минус 2at плюс |a минус 30| = 0

имеет хотя бы один по­ло­жи­тель­ный ко­рень.

При a=4 по­лу­ча­ем ли­ней­ное урав­не­ние

 минус 8t плюс 26=0 рав­но­силь­но t= дробь: чис­ли­тель: 13, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ,

зна­чит усло­вие за­да­чи вы­пол­не­но.

При a не равно 4 рас­смот­рим квад­ра­тич­ную функ­цию f левая круг­лая скоб­ка t пра­вая круг­лая скоб­ка =|a минус 4|t в квад­ра­те минус 2at плюс |a минус 30| с по­ло­жи­тель­ным стар­шим ко­эф­фи­ци­ен­том. Учи­ты­вая, что слу­чай f левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше 0 не­воз­мо­жен, по­лу­ча­ем, что для того, чтобы квад­рат­ное урав­не­ние f левая круг­лая скоб­ка t пра­вая круг­лая скоб­ка =0 имело хотя бы один по­ло­жи­тель­ный ко­рень, до­ста­точ­но, чтобы вы­пол­ня­лась си­сте­ма усло­вий  D\geqslant0, t_0 боль­ше 0, от­ку­да по­лу­ча­ем:

 си­сте­ма вы­ра­же­ний 4a в квад­ра­те минус 4|a минус 4| умно­жить на |a минус 30|\geqslant0, дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: |a минус 4| конец дроби боль­ше 0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний a в квад­ра­те минус |a минус 4| умно­жить на |a минус 30|\geqslant0,a боль­ше 0,a не равно 4. конец си­сте­мы .

Решим от­дель­но пер­вое не­ра­вен­ство си­сте­мы

a в квад­ра­те минус |a минус 4| умно­жить на |a минус 30|\geqslant0 рав­но­силь­но a в квад­ра­те \geqslant|a минус 4| умно­жить на |a минус 30| рав­но­силь­но a в сте­пе­ни 4 \geqslant левая круг­лая скоб­ка a минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка a минус 30 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но a в сте­пе­ни 4 боль­ше или равно левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те минус 34a плюс 120 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те рав­но­силь­но a в сте­пе­ни 4 минус левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те минус 34a плюс 120 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те \geqslant0 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те минус a в квад­ра­те плюс 34a минус 120 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те плюс a в квад­ра­те минус 34a плюс 120 пра­вая круг­лая скоб­ка \geqslant0 рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка 17a минус 60 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те минус 17a плюс 60 пра­вая круг­лая скоб­ка \geqslant0 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний дробь: чис­ли­тель: 60, зна­ме­на­тель: 17 конец дроби мень­ше или равно a\leqslant5,a\geqslant12. конец со­во­куп­но­сти .

Таким об­ра­зом, ре­ше­ни­ем си­сте­мы яв­ля­ет­ся со­во­куп­ность

 со­во­куп­ность вы­ра­же­ний дробь: чис­ли­тель: 60, зна­ме­на­тель: 17 конец дроби мень­ше или равно a мень­ше 4,4 мень­ше a\leqslant5,a\geqslant12. конец со­во­куп­но­сти .

Объ­еди­няя со слу­ча­ем a=4, по­лу­ча­ем ответ.

 

Ответ:  левая квад­рат­ная скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 60, зна­ме­на­тель: 17 конец дроби ; 5 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка 12; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ4
С по­мо­щью вер­но­го рас­суж­де­ния по­лу­че­ны вер­ные зна­че­ния па­ра­мет­ра, но до­пу­щен не­до­чет3
С по­мо­щью вер­но­го рас­суж­де­ния по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за вы­чис­ли­тель­ной ошиб­ки, при этом верно вы­пол­не­ны все шаги ре­ше­ния,

ИЛИ

в ре­ше­нии верно най­де­ны все гра­нич­ные точки мно­же­ства зна­че­ний па­ра­мет­ра, но не­вер­но опре­де­ле­ны про­ме­жут­ки зна­че­ний

2
В слу­чае ана­ли­ти­че­ско­го ре­ше­ния: за­да­ча верно све­де­на к на­бо­ру ре­шен­ных урав­не­ний и не­ра­венств с уче­том тре­бу­е­мых огра­ни­че­ний,

ИЛИ

в слу­чае гра­фи­че­ско­го ре­ше­ния: за­да­ча верно све­де­на к ис­сле­до­ва­нию вза­им­но­го рас­по­ло­же­ния линий (изоб­ра­же­ны не­об­хо­ди­мые фи­гу­ры, учте­ны огра­ни­че­ния, ука­за­на связь ис­ход­ной за­да­чи с по­стро­ен­ны­ми фи­гу­ра­ми)

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 563900: 563921 Все

Источники:
Классификатор алгебры: Урав­не­ние с мо­ду­лем, Урав­не­ния с па­ра­мет­ром
Методы алгебры: Вве­де­ние за­ме­ны, Груп­пи­ров­ка, Пе­ре­бор слу­ча­ев