Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 562236
i

Из­вест­но, что в ко­шель­ке ле­жа­ло n монет, каж­дая из ко­то­рых могла иметь до­сто­ин­ство 2, 5 и 10 руб­лей. Таня сде­ла­ла все свои по­куп­ки, рас­пла­тив­шись за каж­дую по­куп­ку от­дель­но без сдачи толь­ко этими мо­не­та­ми, по­тра­тив при этом все мо­не­ты из ко­шель­ка.

а)  Могли ли все её по­куп­ки со­сто­ять из блок­но­та за 64 руб­лей и ручки за 31 рубль, если n  =  16?

б)  Могли ли её по­куп­ки со­сто­ять из ста­ка­на ком­по­та за 15 руб­лей, сырка за 20 руб­лей и бу­лоч­ки за 25 руб­лей, если n  =  26?

в)  Какое наи­мень­шее ко­ли­че­ство пя­ти­рублёвых монет могло быть в ко­шель­ке, если Таня ку­пи­ла толь­ко аль­бом за 96 руб­лей и n  =  19?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  До­пу­стим у нее было 5 монет по 2, 5 монет по 5 и 6 монет по 10, итого 16. При этом 64  =  6 · 10 + 2 · 2 и 31  =  5 · 5 + 3 · 2.

б)  У нее долж­ны были быть ми­ни­мум две мо­не­ты в 5 руб­лей, иначе суммы 15 и 25 не на­брать. Оста­ет­ся на­брать 15 − 5 + 20 + 25 − 5  =  50 с по­мо­щью 24 монет. Если среди них есть де­сят­ка или пя­тер­ка, то общая сумма не мень­ше 23 · 2 + 5  =  51. Если же их нет, то общая сумма равна 24 · 2  =  48.

в)  Пусть было x пя­ти­руб­ле­вых, y двух­руб­ле­вых и 19 − x − y де­ся­ти­руб­ле­вых. Тогда общая сумма была равна 5x + 2y + 10 · (19 − x − y)  =  96, зна­чит, 5x + 2 · (y − 3) + 10 · (19 − x − y)  =  90 от­ку­да сле­ду­ет, что y − 3 крат­но 5.

Если y  =  3, то по­лу­чим 5x + 10 · (16 − x)  =  90, x  =  14.

Если y  =  8, то по­лу­чим 5x + 10 · (11 − x)  =  80, x  =  6.

Если y  =  13, то по­лу­чим 5x + 10 · (6 − x)  =  70, x  =  −2, что не­воз­мож­но.

Если y  =  18, то по­лу­чим 5x + 10 · (1 − x)  =  60, x  =  −10, что не­воз­мож­но.

Брать y еще боль­ше нель­зя.

Итак, оп­ти­маль­ный слу­чай  — 8 монет по 2 рубля, 6 монет по 5 руб­лей и 5 монет по 10 руб­лей.

 

Ответ: а) да; б) нет; в) 6.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

— обос­но­ван­ное ре­ше­ние в п. а;

— при­мер в п. б;

— ис­ко­мая оцен­ка в п. в;

— при­мер в п. в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность преды­ду­щей оцен­ки

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 562232: 562236 Все

Источник: Из­бран­ные за­да­ния по ма­те­ма­ти­ке из по­след­них сбор­ни­ков ФИПИ
Классификатор алгебры: Сю­жет­ные за­да­чи: кино, театр, мотки верёвки, Числа и их свой­ства
Методы алгебры: Пе­ре­бор слу­ча­ев