Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 562232
i

Из­вест­но, что в ко­шель­ке ле­жа­ло n монет, каж­дая из ко­то­рых могла иметь до­сто­ин­ство 2, 5 и 10 руб­лей. Аня сде­ла­ла все свои по­куп­ки, рас­пла­тив­шись за каж­дую по­куп­ку от­дель­но без сдачи толь­ко этими мо­не­та­ми, по­тра­тив при этом все мо­не­ты из ко­шель­ка.

а)  Могли ли все её по­куп­ки со­сто­ять из блок­но­та за 56 руб­лей и ручки за 29 руб­лей, если n  =  14?

б)  Могли ли её по­куп­ки со­сто­ять из чашки чая за 10 руб­лей, сырка за 15 руб­лей и пи­рож­ка за 20 руб­лей, если n  =  19?

в)  Какое наи­мень­шее ко­ли­че­ство пя­ти­рублёвых монет могло быть в ко­шель­ке, если Аня ку­пи­ла толь­ко аль­бом за 85 руб­лей и n  =  24?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Да. На­при­мер, за­пла­тив за блок­нот 5 де­ся­ти­рублёвых монет и 3 двух­рублёвые мо­не­ты (8 монет), а за ручку 1 де­ся­ти­рублёвую мо­не­ту, 3 пя­ти­рублёвые и 2 двух­рублёвые (6 монет).

б)  Пред­по­ло­жим, что Аня сде­ла­ла по­куп­ки тре­бу­е­мым об­ра­зом. За чашку чая она за­пла­ти­ла либо 1 де­ся­ти­рублёвую мо­не­ту, либо 2 пя­ти­рублёвые, либо 5 двух­рублёвых. За сырок Аня долж­на была за­пла­тить хотя бы одну пя­ти­рублёвую мо­не­ту, а на­брать остав­ши­е­ся 10 руб­лей можно одним из трёх ука­зан­ных выше спо­со­бов. Зна­чит, за сырок она за­пла­ти­ла либо 2, либо 3, либо 6 монет. Сле­до­ва­тель­но, за чай и сырок она за­пла­ти­ла либо 11 монет, либо не более 8 монет.

В пер­вом слу­чае она за­пла­ти­ла за пи­ро­жок 8 монет. Они не могли быть все двух­рублёвые. Зна­чит, среди них либо была де­ся­ти­рублёвая, либо по край­ней мере две пя­ти­рублёвые мо­не­ты. Остав­ши­е­ся 10 руб­лей нель­зя на­брать 6 или 7 мо­не­та­ми. При­шли к про­ти­во­ре­чию. Во вто­ром слу­чае она за­пла­ти­ла за пи­ро­жок не менее 11 монет. Это также не­воз­мож­но, по­сколь­ку тогда по­лу­чи­лось бы менее 22 руб­лей. По­лу­чен­ные про­ти­во­ре­чия по­ка­зы­ва­ют, что Аня не могла сде­лать ука­зан­ные по­куп­ки тре­бу­е­мым об­ра­зом.

в)  Пусть Аня ку­пи­ла аль­бом за 85 руб­лей, по­тра­тив 24 мо­не­ты: k двух­рублёвых, l пя­ти­рублёвых и m де­ся­ти­рублёвых. Тогда 2k + 5l + 10m  =  85 и k + l + m  =  24. От­сю­да по­лу­ча­ем k  =  24 − l − m, 48 − 2l − 2m + 10m  =  85 и 8m  =  37 − 3l. Зна­чит, 37 − 3l равно 34, 28 и 22 со­от­вет­ствен­но и не де­лит­ся на 8.

При­мер k  =  15, l  =  7 и m  =  2 по­ка­зы­ва­ет, что Аня могла за­пла­тить ровно 7 пя­ти­рублёвых монет.

 

Ответ: а)  да; б)  нет; в)  7.

 

При­ведём дру­гое ре­ше­ние.

а)  До­пу­стим у нее было 5 монет по 2, 3 мо­не­ты по 5 и 6 монет по 10, итого 14. При этом 56  =  5 · 10 + 3 · 2 и 29  =  10 + 3 · 5 + 2 · 2.

б)  У нее долж­на была быть ми­ни­мум одна мо­не­та в 5 руб­лей, иначе сумму 15 не на­брать. Оста­ет­ся на­брать 10 + 15 − 5 + 20  =  40 с по­мо­щью 18 монет. Если среди них есть де­сят­ка, то общая сумма не мень­ше 17 · 2 + 10  =  44. Если есть две пя­тер­ки  — общая сумма не мень­ше 16 · 2 + 2 · 5  =  42. Если же де­ся­ток нет, а пя­те­рок не более одной, то общая сумма не более 17 · 2 + 5  =  39.

в)  Пусть было x пя­ти­руб­ле­вых, y двух­руб­ле­вых и 24 − x − y де­ся­ти­руб­ле­вых. Тогда общая сумма была равна 5x + 2y + 10 · (24 − x − y)  =  85, от­ку­да сле­ду­ет, что y крат­но 5.

Если y  =  0, то по­лу­чим 5x + 10 · (24 − x)  =  85, x  =  31, что не­воз­мож­но.

Если y  =  5, то по­лу­чим 5x + 10 · (19 − x)  =  75, x  =  23, что не­воз­мож­но, так как x + y > 24.

Если y  =  10, то по­лу­чим 5x + 10 · (14 − x)  =  65, x  =  15, что не­воз­мож­но, так как x + y > 24.

Если y  =  15, то по­лу­чим 5x + 10 · (9 − x)  =  55, x  =  7.

Если y  =  20, то по­лу­чим 5x + 10 · (4 − x)  =  45, x  =  −1, что не­воз­мож­но.

Итак, един­ствен­ный воз­мож­ный слу­чай  — 7 монет по 5 руб­лей, 15 монет по 2 рубля и 2 мо­не­ты по 10 руб­лей.

 

При­ве­дем еще одно ре­ше­ние пунк­тов б) и в) (Ирина Шраго).

б)  На всю по­куп­ку по­тра­че­но 45 руб. По­ка­жем, что эту сумму не­воз­мож­но за­пла­тить 19 мо­не­та­ми по 2, 5 и 10 руб. Дей­стви­тель­но, 10 руб. быть не может, по­сколь­ку 2 руб. · 18  =  36, что боль­ше 45 − 10  =  35 руб. Пусть у Ани а двух­руб­ле­вых и b пя­ти­руб­ле­вых монет. Тогда од­но­вре­мен­но 2a плюс 5b=45 и a плюс b=19, от­ку­да b = дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби . Но число b  — целое. В силу по­лу­чен­но­го про­ти­во­ре­чия тре­бу­е­мое не­воз­мож­но.

в)  Пусть у Ани а двух­руб­ле­вых, b пя­ти­руб­ле­вых монет и с де­ся­ти­руб­ле­вых монет. По­лу­ча­ем си­сте­му: 2a плюс 5b плюс 10c=85 и a плюс b плюс c=24. Вы­чи­тая из пер­во­го урав­не­ния удво­ен­ное вто­рое, на­хо­дим, что 3b плюс 8c=37, от­ку­да b= дробь: чис­ли­тель: 37 минус 8c, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби левая круг­лая скоб­ка * пра­вая круг­лая скоб­ка . По­сколь­ку число b не мень­ше нуля, число с не боль­ше 4.

Из ра­вен­ства (⁎) видно, что наи­мень­ше­му зна­че­нию b со­от­вет­ству­ет наи­боль­шее зна­че­ние с. Для с  =  4 число b = дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , для c  =  3 по­лу­ча­ем b = дробь: чис­ли­тель: 13, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , эти слу­чаи не­воз­мож­ны. что не­воз­мож­но. При с  =  2 на­хо­дим: b  =  7 и а  =  15.

Таком об­ра­зом, по­куп­ка стоит 2 руб. умно­жить на 15 плюс 5 руб. умно­жить на 7 плюс 10 руб. умно­жить на 2 = 85 руб., и наи­мень­шее ко­ли­че­ство пя­ти­руб­леëвых монет равно 7.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

―  обос­но­ван­ное ре­ше­ние в п. а;

―  при­мер в п. б;

―  ис­ко­мая оцен­ка в п. в;

―  при­мер в п. в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность преды­ду­щей оцен­ки

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 562232: 562236 Все

Источник: Из­бран­ные за­да­ния по ма­те­ма­ти­ке из по­след­них сбор­ни­ков ФИПИ
Классификатор алгебры: Сю­жет­ные за­да­чи: кино, театр, мотки верёвки, Числа и их свой­ства
Методы алгебры: Пе­ре­бор слу­ча­ев