Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 18 № 562078
i

Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра a при каж­дом из ко­то­рых урав­не­ние

9 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка плюс a в кубе плюс 5a в квад­ра­те плюс a плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та = синус дробь: чис­ли­тель: Пи x, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: Пи x, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс 3

имеет един­ствен­ное ре­ше­ние.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

За­ме­тим, что 9 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка = 3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка . Из фор­му­лы  синус альфа плюс ко­си­нус альфа = ко­рень из 2 ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка альфа минус дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка на­хо­дим:

 синус дробь: чис­ли­тель: Пи x, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: Пи x, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби = ко­рень из 2 ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи x, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из 2 ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка .

Тогда

3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та плюс левая круг­лая скоб­ка a в кубе плюс 5a в квад­ра­те плюс a пра­вая круг­лая скоб­ка = 3 плюс ко­рень из 2 ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка .

Обе части урав­не­ния сим­мет­рич­ны от­но­си­тель­но x=1, а зна­чит, если x_1=1 плюс t ко­рень урав­не­ния, то и x_2=1 минус t  — тоже ко­рень. Чтобы урав­не­ние имело един­ствен­ный ко­рень, оно долж­но иметь ре­ше­ни­ем x=1 и не иметь дру­гих ре­ше­ний. Под­ста­вим x=1, по­лу­чим:

a в кубе плюс 5a в квад­ра­те плюс a=0 рав­но­силь­но a левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те плюс 5a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний a=0,a в квад­ра­те плюс 5a плюс 1=0 конец со­во­куп­но­сти . рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний a=0,a= дробь: чис­ли­тель: минус 5\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 21 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби . конец со­во­куп­но­сти .

В тоже время это усло­вие яв­ля­ет­ся и до­ста­точ­ным, так как 3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс ко­рень из 2 боль­ше или равно 3 плюс ко­рень из 2 и ра­вен­ство до­сти­га­ет­ся при x=1, а

3 плюс ко­рень из 2 ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно 3 плюс ко­рень из 2 ,

и ра­вен­ство до­сти­га­ет­ся при x=1 плюс 8 k,  k при­над­ле­жит Z .

 

Ответ: a при­над­ле­жит левая фи­гур­ная скоб­ка дробь: чис­ли­тель: минус 5 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 21 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; 0; дробь: чис­ли­тель: минус 5 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 21 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б.3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б.

ИЛИ

Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а.

ИЛИ

При обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

ИЛИ

Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б и ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 32
Классификатор алгебры: Урав­не­ния с па­ра­мет­ром
Методы алгебры: Вве­де­ние вспо­мо­га­тель­но­го угла, Ис­поль­зо­ва­ние сим­мет­рий, оце­нок, мо­но­тон­но­сти