Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 18 № 562011
i

Най­ди­те все зна­че­ния a, при каж­дом из ко­то­рых си­сте­ма урав­не­ний

 си­сте­ма вы­ра­же­ний  новая стро­ка дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: x конец дроби плюс 3 минус y=\left|y минус 2 плюс дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: x конец дроби |,  новая стро­ка 2y левая круг­лая скоб­ка y минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 3x левая круг­лая скоб­ка ax плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка =xy левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка  конец си­сте­мы .

имеет боль­ше трех ре­ше­ний.
Спрятать решение

Ре­ше­ние.

По­сколь­ку

|x| = y рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний y боль­ше или равно 0,x = \pm y, конец си­сте­мы .

по­лу­ча­ем:

\left|y минус 2 плюс дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: x конец дроби | = дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: x конец дроби плюс 3 минус y рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: x конец дроби плюс 3 минус y боль­ше или равно 0, со­во­куп­ность вы­ра­же­ний y минус 2 плюс дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: x конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: x конец дроби плюс 3 минус y, y минус 2 плюс дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: x конец дроби = минус дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: x конец дроби минус 3 плюс y конец си­сте­мы . конец со­во­куп­но­сти . рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: x конец дроби плюс 3 минус y\geqslant0, со­во­куп­ность вы­ра­же­ний y= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ,x= минус 8 конец си­сте­мы . конец со­во­куп­но­сти . рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний си­сте­ма вы­ра­же­ний y= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ,x мень­ше или равно минус 8 или x боль­ше 0, конец си­сте­мы . си­сте­ма вы­ра­же­ний x= минус 8,y мень­ше или равно целая часть: 2, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 8 . конец си­сте­мы . конец со­во­куп­но­сти .

Пре­об­ра­зу­ем вто­рое урав­не­ние:

2y левая круг­лая скоб­ка y минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 3x левая круг­лая скоб­ка ax плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка =xy левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но 2y в квад­ра­те минус 8y минус xy левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 3x левая круг­лая скоб­ка ax плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но 2y в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка 8 плюс 2ax плюс 3x пра­вая круг­лая скоб­ка y плюс 3x левая круг­лая скоб­ка ax плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но y в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка 4 плюс ax плюс дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби x пра­вая круг­лая скоб­ка y плюс дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби x левая круг­лая скоб­ка ax плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний y= дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби x,y=ax плюс 4. конец со­во­куп­но­сти .

Си­сте­ма имеет боль­ше трех ре­ше­ний тогда и толь­ко тогда, когда гра­фи­ки ее пер­во­го и вто­ро­го урав­не­ний имеют боль­ше трех общих точек. По­стро­ив гра­фи­ки (см. рис.) за­клю­ча­ем, что пря­мая у = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби x пе­ре­се­ка­ет гра­фик пер­во­го урав­не­ния си­сте­мы в точке B(−8; −12). Тогда пря­мая, за­да­ва­е­мая урав­не­ни­ем y=ax плюс 4, долж­на иметь с гра­фи­ком пер­во­го урав­не­ния си­сте­мы не менее двух общих точек. Каж­дая из этих пря­мых про­хо­дит через точку с ко­ор­ди­на­та­ми (0; 4). При a = минус дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: конец дроби 16 про­ис­хо­дит ка­са­ние пря­мой и ги­пер­бо­лы.

Дей­стви­тель­но, ги­пер­бо­ла имеет со своей ка­са­тель­ной лишь одну общую точку, а зна­чит, урав­не­ние  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = ax плюс 4, то есть урав­не­ние 2ax в квад­ра­те плюс 3x минус 2 = 0, долж­но иметь един­ствен­ное ре­ше­ние. Дис­кри­ми­нант по­лу­чен­но­го урав­не­ния равен 9 плюс 16a, он об­ра­ща­ет­ся в нуль при a = минус дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: конец дроби 16.

При всех от­ри­ца­тель­ных зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра, боль­ших  минус дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: конец дроби 16, по­ми­мо точки B гра­фи­ки имеют еще две общие точки, что под­хо­дит. При a = 0 по­лу­ча­ем го­ри­зон­таль­ную пря­мую y=4, она не пе­ре­се­ка­ет гра­фик пер­во­го урав­не­ния. По­ло­жи­тель­ные зна­че­ния па­ра­мет­ра под­хо­дят все, кроме зна­че­ния a=2. При a=2 пря­мая y=ax плюс 4 по­хо­дит через точку  B, а по­то­му гра­фи­ки имеют лишь две общие точки.

Гра­фик пер­во­го урав­не­ния имеет с гра­фи­ком вто­ро­го боль­ше трех общих точек при всех a боль­ше или равно минус дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: конец дроби 16, от­лич­ных от  минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , 0 и 2.

 

Ответ:  левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 16 конец дроби ; минус 0,5 пра­вая круг­лая скоб­ка \cup левая круг­лая скоб­ка минус 0,5; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка \cup левая круг­лая скоб­ка 0; 2 пра­вая круг­лая скоб­ка \cup левая круг­лая скоб­ка 2; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния от­ве­та на за­да­ние С5 Баллы
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ. 4
Рас­смот­ре­ны все воз­мож­ные слу­чаи. По­лу­чен вер­ный ответ, но ре­ше­ние либо со­дер­жит про­бе­лы, либо вы­чис­ли­тель­ную ошиб­ку или опис­ку. 3
Рас­смот­ре­ны все воз­мож­ные слу­чаи. По­лу­чен ответ, но ре­ше­ние со­дер­жит ошиб­ки. 2
Рас­смот­ре­ны не­ко­то­рые слу­чаи. Для рас­смот­рен­ных слу­ча­ев по­лу­чен ответ, воз­мож­но не­вер­ный из-за оши­бок. 1
Все про­чие слу­чаи. 0
Мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство бал­лов 4

Аналоги к заданию № 562011: 562038 Все

Источник: Из­бран­ные за­да­ния по ма­те­ма­ти­ке из по­след­них сбор­ни­ков ФИПИ
Классификатор алгебры: Ком­би­на­ция пря­мых, Си­сте­мы не­ра­венств
Методы алгебры: Груп­пи­ров­ка