Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 17 № 555586
i

Дан ост­ро­уголь­ный тре­уголь­ник АВС со сто­ро­ной АВ  =  21. К пря­мым ВС и АС про­ве­де­ны вы­со­ты АН1 и ВН2. Из­вест­но, что 17АН  =  30R, 5ВН  =  6R, где Н  — точка пе­ре­се­че­ния пря­мых АН1 и ВН2, R  — ра­ди­ус окруж­но­сти, опи­сан­ной около тре­уголь­ни­ка АВС.

а)  До­ка­жи­те, что  синус \angleACB= дробь: чис­ли­тель: 84, зна­ме­на­тель: 85 конец дроби .

б)  Най­ди­те пло­щадь тре­уголь­ни­ка АВС.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  За­ме­тим, что \angle AHB=180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус \angle ACB, по­это­му си­ну­сы углов AHB и ACB равны, а кроме того, угол AHB тупой, а углы ABH и BAH  — ост­рые. Тогда, по тео­ре­ме си­ну­сов,

 дробь: чис­ли­тель: AB, зна­ме­на­тель: синус \angle AHB конец дроби =2R.

Сле­до­ва­тель­но, ра­ди­у­сы окруж­но­стей, опи­сан­ных около тре­уголь­ни­ков AHB и ABC равны. Тогда

AH=2R синус \angle ABH,

по­это­му

 синус \angle ABH= дробь: чис­ли­тель: AH, зна­ме­на­тель: 2R конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 30R, зна­ме­на­тель: 17 умно­жить на 2R конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 15, зна­ме­на­тель: 17 конец дроби .

Зна­чит,

 ко­си­нус \angle ABH= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 15, зна­ме­на­тель: 17 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: 17 конец дроби .

Ана­ло­гич­но,

 синус \angle BAH= дробь: чис­ли­тель: BH, зна­ме­на­тель: 2R конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 6R, зна­ме­на­тель: 5 умно­жить на 2R конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби ,

 ко­си­нус \angle BAH= дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

Тогда по­лу­ча­ем, что

 синус \angle ACB= синус левая круг­лая скоб­ка \angle BAH плюс \angle ABH пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 15, зна­ме­на­тель: 17 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: 17 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 84, зна­ме­на­тель: 85 конец дроби .

Что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

б)  Най­дем

 синус \angle BAC= ко­си­нус \angle ABH= дробь: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: 17 конец дроби ,

 синус \angle ABC = ко­си­нус \angle BAH= дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

По­это­му, по тео­ре­ме си­ну­сов,

AC= дробь: чис­ли­тель: AB, зна­ме­на­тель: синус \angle ACB конец дроби умно­жить на синус \angle ABC=21 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 85, зна­ме­на­тель: 84 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби =17.

Далее вы­чис­лим пло­щадь тре­уголь­ни­ка ABC

S_ABC= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на AB умно­жить на AC умно­жить на синус \angle BAC= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на 21 умно­жить на 17 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: 17 конец дроби =84.

Ответ: б) 84.

 

При­ме­ча­ние Решу ЕГЭ.

Чи­та­тель, ре­шив­ший до­пол­ни­тель­но найти сто­ро­ну ВС, вос­поль­зу­ет­ся тео­ре­мой си­ну­сов  дробь: чис­ли­тель: BC, зна­ме­на­тель: синус A конец дроби = дробь: чис­ли­тель: AB, зна­ме­на­тель: синус C конец дроби и по­лу­чит

BC = AB дробь: чис­ли­тель: синус A, зна­ме­на­тель: синус C конец дроби = 21 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: 17 конец дроби : дробь: чис­ли­тель: 84, зна­ме­на­тель: 85 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 21 умно­жить на 85 умно­жить на 8, зна­ме­на­тель: 84 умно­жить на 17 конец дроби = 10.

Сле­до­ва­тель­но, сто­ро­ны тре­уголь­ни­ка ABC равны 10, 17 и 21. Но тре­уголь­ник с та­ки­ми сто­ро­на­ми ту­по­уголь­ный, а не ост­ро­уголь­ный, как дано в усло­вии. Опи­сан­ной в усло­вии гео­мет­ри­че­ской фи­гу­ры не су­ще­ству­ет. Ре­ше­ние, при­ве­ден­ное выше, не­вер­но, по­то­му что и ре­шить ни­че­го нель­зя. За­да­ние не­кор­рект­но.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б и ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 334. (часть C)