Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д18 C7 № 545526
i

В рам­ках про­ек­та еже­год­ной ат­те­ста­ции учи­те­лей на­чаль­ных клас­сов, в ко­то­ром при­ня­ли уча­стие два го­ро­да А и В, 51 учи­тель на­пи­сал тест. Из­вест­но, что из каж­до­го го­ро­да тест на­пи­са­ли хотя бы два учи­те­ля, при­чем каж­дый на­брал целое по­ло­жи­тель­ное ко­ли­че­ство бал­лов, а после пред­ва­ри­тель­ных под­сче­тов сред­ний балл в каж­дом го­ро­де ока­зал­ся целым чис­лом. Затем один из учи­те­лей, пи­сав­ших тест, пе­ре­ехал из го­ро­да А в город В, и сред­ние баллы по го­ро­дам при­ш­лось пе­ре­счи­тать.

а)  Мог ли сред­ний балл в го­ро­де А после пе­ре­сче­та вы­рас­ти в два раза?

б)   Из­вест­но, что после пе­ре­сче­та сред­ние баллы в го­ро­дах вы­рос­ли на 10%. Мог ли пер­во­на­чаль­ный сред­ний балл в го­ро­де В рав­нять­ся 1?

в)   Най­ди­те наи­мень­шее зна­че­ние пер­во­на­чаль­но­го сред­не­го балла в го­ро­де В, если из­вест­но, что после пе­ре­сче­та сред­ние баллы в го­ро­дах вы­рос­ли на 10%.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть в го­ро­де А пи­са­ли те­сти­ро­ва­ние а че­ло­век, тогда в го­ро­де B пи­са­ли те­сти­ро­ва­ние (51 − a) че­ло­век, и пусть пе­ре­ехав­ший учи­тель по­лу­чил на те­сти­ро­ва­нии t бал­лов. Пусть также всего учи­те­ля и го­ро­да А на­бра­ли Sa бал­лов, а из го­ро­да В  — Sb бал­лов.

а)  Если сред­ний балл в го­ро­де А после пе­ре­сче­та вырос в два раза, то:

 дробь: чис­ли­тель: S_a минус t, зна­ме­на­тель: a минус 1 конец дроби =2 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: S_a, зна­ме­на­тель: a конец дроби рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: a минус 1 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2S_a, зна­ме­на­тель: S_a минус t конец дроби .

За­ме­тим, что

 дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: a минус 1 конец дроби =1 плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: a минус 1 конец дроби мень­ше или равно 1 плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 минус 1 конец дроби =2,

 дробь: чис­ли­тель: 2S_a, зна­ме­на­тель: S_a минус t конец дроби =2 плюс дробь: чис­ли­тель: 2t, зна­ме­на­тель: S_a минус t конец дроби боль­ше 2.

Сле­до­ва­тель­но, ра­вен­ство не­воз­мож­но.

б)  Пусть  дробь: чис­ли­тель: S_b, зна­ме­на­тель: 51 минус a конец дроби =1, тогда из усло­вия по­лу­ча­ем:

 дробь: чис­ли­тель: S_a минус t, зна­ме­на­тель: a минус 1 конец дроби =1,1 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: S_a, зна­ме­на­тель: a конец дроби , левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка

 дробь: чис­ли­тель: S_b плюс t, зна­ме­на­тель: 52 минус a конец дроби =1,1= дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 10 конец дроби . левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка

Из вто­ро­го ра­вен­ства сле­ду­ет, что 52 − a крат­но 10. За­пи­шем пер­вое в виде  дробь: чис­ли­тель: S_a минус t, зна­ме­на­тель: S_a конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 11 левая круг­лая скоб­ка a минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 10a конец дроби , от­ку­да 11 левая круг­лая скоб­ка a минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше 10a рав­но­силь­но a мень­ше 11. Таким об­ра­зом, a  =  2. Зна­чит, Sb  =  49, сле­до­ва­тель­но, t  =  6. Имеем:

 дробь: чис­ли­тель: S_a минус 6, зна­ме­на­тель: S_a конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 20 конец дроби рав­но­силь­но 9S_a=120.

По­лу­чен­ное ра­вен­ство не­воз­мож­но для целых Sa, по­это­му ответ нет.

в)  Пусть  дробь: чис­ли­тель: S_b, зна­ме­на­тель: 51 минус a конец дроби =n при­над­ле­жит N . Ана­ло­гич­но пунк­ту б) по­лу­ча­ем, что 52 − a крат­но 10 и a < 11. Тогда верна си­сте­ма урав­не­ний

 си­сте­ма вы­ра­же­ний дробь: чис­ли­тель: S_a минус t, зна­ме­на­тель: a минус 1 конец дроби =1,1 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: S_a, зна­ме­на­тель: a конец дроби , дробь: чис­ли­тель: S_b плюс t, зна­ме­на­тель: 52 минус a конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 10 конец дроби умно­жить на n конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний S_a минус t = дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 20 конец дроби умно­жить на S_a, S_b плюс t= 55 умно­жить на n конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний t=6n,9S_a=120n конец си­сте­мы . рав­но­силь­но n= дробь: чис­ли­тель: 3S_a, зна­ме­на­тель: 40 конец дроби .

Таким об­ра­зом, n крат­но 3. Возь­мем наи­мень­шее такое n: пусть n  =  3. Тогда Sb  =  147; Sa  =  40, t  =  18, a  =  2.

По­ка­жем, что такой слу­чай воз­мо­жен. На­при­мер, если в го­ро­де А пи­са­ли тест 2 учи­те­ля, на­бра­ли: 18 и 22 балла. Сред­ний балл до пе­ре­ез­да 20 бал­лов. Если пе­ре­ехал учи­тель, на­брав­ший 18 бал­лов, то новый сред­ний балл равен 22  — вырос на 10%. Тогда в го­ро­де B пи­са­ли тест 49 учи­те­лей. Если все они на­пи­са­ли тест на 3, 3..., 3 балла, сред­ний балл до пе­ре­ез­да равен 3, а после пе­ре­ез­да  левая круг­лая скоб­ка \underbrace3 плюс 3 плюс умно­жить на s плюс 3_49 троек плюс 18 пра­вая круг­лая скоб­ка : 50 = 3,3  — тоже вырос на 10%.

Ответ: а) нет; б) нет; в) 3.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

— обос­но­ван­ное ре­ше­ние пунк­та а;

— обос­но­ван­ное ре­ше­ние пунк­та б;

— оцен­ка в пунк­те в;

— при­мер в пунк­те в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность най­ден­ной оцен­ки

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 313. (Часть C)