Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д14 C4 № 544276
i

В тра­пе­ции ABCD с ниж­ним ос­но­ва­ни­ем AD пло­ща­ди тре­уголь­ни­ков ABD и BDC равны со­от­вет­ствен­но 12 и 4, а точка G яв­ля­ет­ся се­ре­ди­ной BD. Ниже пря­мой AD вы­бра­на точка Е, АЕ  =  BD, а на от­рез­ке ЕС вы­бра­на точка F такая, что CF в 4 раза ко­ро­че СЕ.

а)  До­ка­жи­те, что угол BFG равен 90°.

б)  Най­ди­те длину от­рез­ка BD, если до­пол­ни­тель­но из­вест­но, что \angle CFG = 75 гра­ду­сов, а \angle BGC = 15 гра­ду­сов.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть M  — се­ре­ди­на BG, тогда BM : MD  =  1 : 3  =  BC : AD. Сле­до­ва­тель­но, тре­уголь­ник BMC по­до­бен тре­уголь­ни­ку DMA, тогда угол BMC равен углу DMA. Зна­чит, M  — точка пе­ре­се­че­ния диа­го­на­лей AC и BD.

За­ме­тим, что CM:MA=BM:MD= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби и CF:FE= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби . Сле­до­ва­тель­но, тре­уголь­ник CMF по­до­бен тре­уголь­ни­ку CAE cко­эф­фи­ци­ен­том по­до­бия  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби . Тогда

MF = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби AE= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби BD=BM=MG.

Таким об­ра­зом, тре­уголь­ник BFG пря­мо­уголь­ный и угол BFG пря­мой.

 

б)  По­сколь­ку \angle BFC = 90 гра­ду­сов минус 75 гра­ду­сов = 15 гра­ду­сов = \angle BGC, че­ты­рех­уголь­ник BCGF впи­сан в окруж­ность. Тогда \angle BCG = 90 гра­ду­сов, сле­до­ва­тель­но,

4=S_BCD=2S_BCG = BC умно­жить на CG = BG умно­жить на синус 15 гра­ду­сов умно­жить на BG умно­жить на ко­си­нус 75 гра­ду­сов = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби BG в квад­ра­те .

Тем самым BG в квад­ра­те = 16, BG = 4, BD = 8.

 

Ответ: 8.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б и ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 311. (Часть C)