Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д18 C7 № 537139
i

На клет­ча­той бу­ма­ге на­ри­со­ван пря­мо­уголь­ник раз­ме­ра m × n кле­ток и про­ве­де­на его диа­го­наль. Все вер­ши­ны пря­мо­уголь­ни­ка лежат в узлах сетки и сто­ро­ны пря­мо­уголь­ни­ка не пе­ре­се­ка­ют клет­ки.

а)  Через сколь­ко узлов сетки прой­дет диа­го­наль, если m=100, n=64.

б)  На сколь­ко ча­стей эта диа­го­наль де­лит­ся ли­ни­ям сетки, если m=195, n=221.

в)  Най­ди­те m и n, если из­вест­но, что числа m и n вза­им­но про­стые, m < n и диа­го­наль этого пря­мо­уголь­ни­ка не пе­ре­се­ка­ет ровно 2020 кле­ток этого пря­мо­уголь­ни­ка.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

До­ка­жем сна­ча­ла, что общее число кле­ток, через ко­то­рые про­хо­дит диа­го­наль, равно m плюс n минус \mboxНОД левая круг­лая скоб­ка m,n пра­вая круг­лая скоб­ка . В самом деле, пря­мо­уголь­ник со­дер­жит m го­ри­зон­таль­ных линий сетки и n вер­ти­каль­ных. Пря­мая пе­ре­се­ка­ет их все и каж­дый от­ре­зок между со­сед­ни­ми ли­ни­я­ми лежит в одной клет­ке. Оста­лось толь­ко узнать, сколь­ко раз она пе­ре­се­ка­ет сразу две линии, то есть про­хо­дит через узел ре­шет­ки.

Пусть пер­вый узел, через ко­то­рый она про­хо­дит, имеет ко­ор­ди­на­ты  левая круг­лая скоб­ка x; y пра­вая круг­лая скоб­ка , тогда все осталь­ные узлы имеют ко­ор­ди­на­ты вида  левая круг­лая скоб­ка kx; ky пра­вая круг­лая скоб­ка (по­сколь­ку у пря­мой, про­хо­дя­щей через на­ча­ло ко­ор­ди­нат, от­но­ше­ние ко­ор­ди­нат по­сто­ян­но). Ясно, что x, y  — вза­им­но про­стые числа, так как если она де­лят­ся на d, то точка  левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: d конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: y, зна­ме­на­тель: d конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка тоже лежит на диа­го­на­ли. Тогда k обя­за­но быть целым  — иначе его зна­ме­на­тель не смо­жет це­ли­ком со­кра­тить­ся и с x и с y и точка  левая круг­лая скоб­ка kx; ky пра­вая круг­лая скоб­ка не будет целой. Итак, она про­хо­дит в точ­но­сти через узлы вида  левая круг­лая скоб­ка kx; ky пра­вая круг­лая скоб­ка . Зна­чит, m=kx, n=ky, при­чем x, y  — вза­им­но про­сты. Это и озна­ча­ет, что k=\mboxНОД левая круг­лая скоб­ка m,n пра­вая круг­лая скоб­ка .

Итак, общее число пе­ре­се­че­ний с ли­ни­я­ми со­ста­вит m плюс n минус \mboxНОД левая круг­лая скоб­ка m,n пра­вая круг­лая скоб­ка (мы вы­чи­та­ем те, ко­то­рые были по­счи­та­ны два раза и не учи­ты­ва­ем на­чаль­ную вер­ши­ну пря­мо­уголь­ни­ка, но учи­ты­ва­ем ко­неч­ную). Зна­чит, имен­но столь­ко кле­ток и пе­ре­се­ка­ет наша пря­мая.

Пе­рей­дем те­перь к за­да­че.

а)  Число узлов равно 1 плюс \mboxНОД левая круг­лая скоб­ка 64;100 пра­вая круг­лая скоб­ка =5.

б)  Число ча­стей сов­па­да­ет с чис­лом кле­ток, по ко­то­рым про­хо­дит диа­го­наль. По­это­му ответ 195 плюс 221 минус 13=403.

в)  По усло­вию mn минус левая круг­лая скоб­ка m плюс n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =2020 рав­но­силь­но mn минус m минус n плюс 1=2020 рав­но­силь­но  левая круг­лая скоб­ка m минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =2020.

Число 2020 рас­кла­ды­ва­ет­ся на мно­жи­те­ли та­ки­ми спо­со­ба­ми:

2020=1 умно­жить на 2020, то есть m  =  2, n  =  2021;

2020=2 умно­жить на 1010, то есть m  =  3, n  =  1011, не под­хо­дят, оба числа крат­ны 3;

2020=4 умно­жить на 505, то есть m  =  5, n  =  506;

2020=5 умно­жить на 404, то есть m  =  6, n  =  405, не под­хо­дят, оба числа крат­ны 3;

2020=10 умно­жить на 202, то есть m  =  11, n  =  203;

2020=20 умно­жить на 101, то есть m  =  21, n  =  102, не под­хо­дят, оба числа крат­ны 3.

 

Ответ: а) 5; б) 403; в) (2, 2021), (5, 506), (11, 203).

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

— обос­но­ван­ное ре­ше­ние пунк­та а;

— обос­но­ван­ное ре­ше­ние пунк­та б;

— оцен­ка в пунк­те в;

— при­мер в пунк­те в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность най­ден­ной оцен­ки

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 307 (часть 2)