Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 14 № 531558
i

Ос­но­ва­ни­ем пи­ра­ми­ды SABCD яв­ля­ет­ся пря­мо­уголь­ник ABCD, в ко­то­ром ВС  =  2АВ. Диа­го­на­ли пря­мо­уголь­ни­ка ABCD пе­ре­се­ка­ют­ся в точке О. От­ре­зок SO яв­ля­ет­ся вы­со­той пи­ра­ми­ды SABCD. Из вер­шин А и С опу­ще­ны пер­пен­ди­ку­ля­ры АР и CQ на ребро SB.

а)  До­ка­жи­те, что BP : PQ = 1 : 3.

б)  Най­ди­те дву­гран­ный угол пи­ра­ми­ды при ребре SB, если SB  =  BC.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Вы­чис­лим  ко­си­нус \angleSBA= дробь: чис­ли­тель: AB, зна­ме­на­тель: 2SB конец дроби = дробь: чис­ли­тель: PB, зна­ме­на­тель: AB конец дроби , сле­до­ва­тель­но, PB= дробь: чис­ли­тель: AB в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2SB конец дроби . Те­перь вы­чис­лим

 ко­си­нус \angleSBC = дробь: чис­ли­тель: BC, зна­ме­на­тель: 2SB конец дроби = дробь: чис­ли­тель: AB, зна­ме­на­тель: SB конец дроби = дробь: чис­ли­тель: QB, зна­ме­на­тель: CB конец дроби = дробь: чис­ли­тель: QB, зна­ме­на­тель: 2AB конец дроби ,

от­ку­да QB= дробь: чис­ли­тель: 2AB в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: SB конец дроби , сле­до­ва­тель­но, QB  =  4PB и BP : PQ = 1 : 3.

б)  Про­ве­дем из точки P от­ре­зок PT па­рал­лель­но CQ, T лежит на ребре BC. Тогда APT  — ли­ней­ный угол дву­гран­но­го угла при ребре SP, то есть ис­ко­мый. Пусть AB  =  a, BC  =  SB  =  2a. Тогда

CQ = дробь: чис­ли­тель: 2a ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =a ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та и  дробь: чис­ли­тель: PT, зна­ме­на­тель: CQ конец дроби = дробь: чис­ли­тель: BP, зна­ме­на­тель: BQ конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ,

сле­до­ва­тель­но, PT= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби CQ= дробь: чис­ли­тель: a ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби .

Вы­чис­лим:

BP= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби BQ= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби SB= дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби , AP= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: a в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: a ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ,  дробь: чис­ли­тель: TB, зна­ме­на­тель: BC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: BP, зна­ме­на­тель: BQ конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ,

сле­до­ва­тель­но, TB= дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , AT= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: a в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: a ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Най­дем угол APT из тео­ре­мы ко­си­ну­сов для тре­уголь­ни­ка APT:

 дробь: чис­ли­тель: 5a в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 15a в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 16 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: 3a в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 16 конец дроби минус 2 дробь: чис­ли­тель: a ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: a ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ко­си­нус \angleAPT,

от­ку­да  ко­си­нус \angleAPT= минус дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 15 конец дроби . Таким об­ра­зом, \angleAPT= арк­ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 15 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка .

 

Ответ: б)  арк­ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 15 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 299
Методы геометрии: Тео­ре­ма ко­си­ну­сов
Классификатор стереометрии: Дву­гран­ный угол, ли­ней­ный угол дву­гран­но­го угла, Угол между плос­ко­стя­ми, Че­ты­рех­уголь­ная пи­ра­ми­да