Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д10 C2 № 530700
i

В ос­но­ва­нии че­ты­рех­уголь­ной пи­ра­ми­ды SKLMN лежит рав­но­бед­рен­ная тра­пе­ция KLMN, опи­сан­ная около окруж­но­сти и такая, что KN  =  LM  =  4, MN > KL и угол между пря­мы­ми KN и LM равен 60°. Две про­ти­во­по­лож­ные грани этой пи­ра­ми­ды пер­пен­ди­ку­ляр­ны ос­но­ва­нию и SM  =  12.

а)  Най­ди­те объем пи­ра­ми­ды SKLMN.

б)  Най­ди­те рас­сто­я­ние от точки M до плос­ко­сти SKL.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  За­ме­тим, что если грани пи­ра­ми­ды, про­хо­дя­щие через ос­но­ва­ния пи­ра­ми­ды, пер­пен­ди­ку­ляр­ны ос­но­ва­нию, то они па­рал­лель­ны. Зна­чит, пер­пен­ди­ку­ляр­ны ос­но­ва­нию грани, про­хо­дя­щие через бо­ко­вые сто­ро­ны тра­пе­ции KN и LM. Пусть пря­мые KN и LM пе­ре­се­ка­ют­ся в точке P, сле­до­ва­тель­но, P  — точка пе­ре­се­че­ния плос­ко­стей SLM и SNK, SP= левая круг­лая скоб­ка SLM пра­вая круг­лая скоб­ка \cap левая круг­лая скоб­ка SNK пра­вая круг­лая скоб­ка . За­ме­тим, что так как плос­кость SLM пер­пен­ди­ку­ляр­на плос­ко­сти KLMN и плос­кость SNK пер­пен­ди­ку­ляр­на плос­ко­сти KLMN, то пря­мая SP пер­пен­ди­ку­ля­ра плос­ко­сти KLMN, то есть SP  — вы­со­та пи­ра­ми­ды.

Так как тра­пе­ция рав­но­бед­рен­ная, то углы PMN и PNM равны, и тре­уголь­ник PNM рав­но­бед­рен­ный с углом при вер­ши­не 60°, а зна­чит тре­уголь­ник PMN  — рав­но­сто­рон­ний. Окруж­ность, впи­сан­ная в тра­пе­цию KLMN, яв­ля­ет­ся также окруж­но­стью, впи­сан­ной в тре­уголь­ник PMN. Её ра­ди­ус

R=OH_2=OH_1= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби PH_2,

 

сле­до­ва­тель­но,  дробь: чис­ли­тель: PH_1, зна­ме­на­тель: PH_2 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: PL, зна­ме­на­тель: PM конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , от­ку­да PL=KL=PK=2, а PM=MN=PN=6. Тогда

S_KLMN=S_PNM минус S_PKL=9 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та =8 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та ,

SP= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: SM в квад­ра­те минус PM в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =6 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та ,

V_SKLMN= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби S_KLMN умно­жить на SP= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби умно­жить на 8 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та умно­жить на 6 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та =48.

б)  Пря­мая MN па­рал­лель­на плос­ко­сти SKL, по­это­му d левая круг­лая скоб­ка M,SKL пра­вая круг­лая скоб­ка =d левая круг­лая скоб­ка H_2,SKL пра­вая круг­лая скоб­ка , где H2  — се­ре­ди­на MN. Рас­смот­рим плос­кость SPH2. Пря­мая SP пер­пен­ди­ку­ляр­на пря­мой KL, пря­мая PH1 пер­пен­ди­ку­ляр­на пря­мой KL, сле­до­ва­тель­но, пря­мая KL пер­пен­ди­ку­ляр­на плос­ко­сти SPH2. Опу­стим из H2 пер­пен­ди­ку­ляр на пря­мую SH1, H_2O\subset SPH_2, зна­чит, пря­мая H2O пер­пен­ди­ку­ляр­на пря­мым KL и SH1, сле­до­ва­тель­но, пря­мая H2O пер­пен­ди­ку­ляр­на плос­ко­сти SKL и H2O яв­ля­ет­ся ис­ко­мым рас­сто­я­ни­ем.

 

Тре­уголь­ни­ки H2OH1 и SPH1 по­доб­ны, сле­до­ва­тель­но,

 дробь: чис­ли­тель: H_2O, зна­ме­на­тель: H_2H_1 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: SP, зна­ме­на­тель: SH_1 конец дроби рав­но­силь­но H_2O= дробь: чис­ли­тель: SP умно­жить на H_2H_1, зна­ме­на­тель: SH_1 конец дроби .

Из п. а) сле­ду­ет:

SP=6 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та ,    PH_1= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та ,    H_2H_1=2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та ,

SH_1= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 6 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 левая круг­лая скоб­ка 36 плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 111 конец ар­гу­мен­та .

Тогда

H_2O= дробь: чис­ли­тель: 6 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та умно­жить на 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 111 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 12 умно­жить на 3 умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 111 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 111 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 12 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 111 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 37 конец дроби .

Ответ: а) 48; б)  дробь: чис­ли­тель: 12 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 111 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 37 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­че­ны вер­ные от­ве­ты в пунк­тах а) и б) 2
Вы­пол­нен толь­ко один из пунк­тов   — а) или б)1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 295