Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д15 C4 № 528344
i

Вы­со­ты рав­но­бед­рен­но­го ост­ро­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка ABC, в ко­то­ром AB  =  BC, пе­ре­се­ка­ют­ся в точке O. От­ре­зок AO  =  5, а длина вы­со­ты AD равна 8.

а)  До­ка­жи­те, что длина сто­ро­ны AC тре­уголь­ни­ка ABC равна вы­со­те, опу­щен­ной на нее из вер­ши­ны B.

б)  Най­ди­те пло­щадь тре­уголь­ни­ка ABC.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть точка H  — се­ре­ди­на AC, точка E  — про­ек­ция D на AC. По обобщённой тео­ре­ме Фа­ле­са, па­рал­лель­ные пря­мые, пе­ре­се­ка­ю­щие сто­ро­ны угла, от­се­ка­ют от сто­рон угла про­пор­ци­о­наль­ные от­рез­ки. По­это­му AH:HE = AO:OD = 5:3. По­ло­жим AH=5x, тогда HE=3x, EC=HC минус HE=AH минус HE=2x.

В пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке вы­со­та, про­ве­ден­ная к ги­по­те­ну­зе равна, сред­не­му гео­мет­ри­че­ско­му про­ек­ций ка­те­тов на ги­по­те­ну­зу: DE= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: AE умно­жить на EC конец ар­гу­мен­та = 4x.

Пря­мо­уголь­ные тре­уголь­ни­ки тре­уголь­ни­ки BHC и DEС по­доб­ны, по­сколь­ку имеют общий ост­рый угол, по­это­му  дробь: чис­ли­тель: BH, зна­ме­на­тель: DE конец дроби = дробь: чис­ли­тель: HC, зна­ме­на­тель: EC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , от­ку­да BH= дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби DE =10x=AC, что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

б)  При­ме­ним тео­ре­му Пи­фа­го­ра к пря­мо­уголь­но­му тре­уголь­ни­ку ADE: AD в квад­ра­те =AE в квад­ра­те плюс DE в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка 8x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 4x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =80x в квад­ра­те . По усло­вию, AD=8, от­ку­да 10x в квад­ра­те =8. Тогда:

S_ABC= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на BH умно­жить на AC= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на левая круг­лая скоб­ка 10x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =5 умно­жить на 10x в квад­ра­те =40.

Ответ: б) 40.

 

При­ведём дру­гое ре­ше­ние.

а)  Пусть точка H  — се­ре­ди­на AC, точка M  — про­ек­ция D на BH. Тре­уголь­ни­ки AOH и DOM по­доб­ны, сле­до­ва­тель­но,  дробь: чис­ли­тель: AH, зна­ме­на­тель: MD конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , от­ку­да AH=5x, MD=3x. Тре­уголь­ни­ки BMD и BHC по­доб­ны, сле­до­ва­тель­но,

 дробь: чис­ли­тель: BD, зна­ме­на­тель: BC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: MD, зна­ме­на­тель: HC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: MD, зна­ме­на­тель: AH конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби ,

от­ку­да BD=3y, BC=AB=5y. Тре­уголь­ник ABD  — пря­мо­уголь­ный, тогда

 левая круг­лая скоб­ка 5y пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =8 в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 3y пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те рав­но­силь­но y=2.

Зна­чит, AB=10, DC=4.

Тре­уголь­ник ADC  — пря­мо­уголь­ный, тогда:

AC в квад­ра­те =8 в квад­ра­те плюс 4 в квад­ра­те =80 рав­но­силь­но AC=4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та ,

BH в квад­ра­те =AB в квад­ра­те минус AH в квад­ра­те =100 минус левая круг­лая скоб­ка 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =80.

Таким об­ра­зом, AC=BH.

б)  Найдём пло­щадь тре­уголь­ни­ка ABC:

S_ABC= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на BH умно­жить на AC= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на левая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 80 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =40.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б и ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 285