Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 527507
i

Пусть n  — трёхзнач­ное число, а f левая круг­лая скоб­ка n пра­вая круг­лая скоб­ка   — сумма квад­ра­тов его цифр.

а)  Су­ще­ству­ет ли такое n, что  дробь: чис­ли­тель: f левая круг­лая скоб­ка n пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: n конец дроби боль­ше 1?

б)  Су­ще­ству­ет ли такое n, что  дробь: чис­ли­тель: f левая круг­лая скоб­ка n пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: n конец дроби боль­ше дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ?

в)  Най­ди­те наи­боль­шее воз­мож­ное зна­че­ние от­но­ше­ния  дробь: чис­ли­тель: f левая круг­лая скоб­ка n пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: n конец дроби .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть цифры числа равны a, b, c. Тре­бу­ет­ся, чтобы

a в квад­ра­те плюс b в квад­ра­те плюс c в квад­ра­те боль­ше 100a плюс 10b плюс c рав­но­силь­но a левая круг­лая скоб­ка 100 минус a пра­вая круг­лая скоб­ка плюс b левая круг­лая скоб­ка 10 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка плюс c минус c в квад­ра­те мень­ше 0.

Но

a левая круг­лая скоб­ка 100 минус a пра­вая круг­лая скоб­ка плюс b левая круг­лая скоб­ка 10 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка плюс c минус c в квад­ра­те боль­ше или равно 91a минус c в квад­ра­те боль­ше или равно 91 минус 81 боль­ше 0,

про­ти­во­ре­чие.

б)  Да, на­при­мер для n=199.

в)  Из пунк­та a уже из­вест­но, что  дробь: чис­ли­тель: a в квад­ра­те плюс b в квад­ра­те плюс c в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 100a плюс 10b плюс c конец дроби   — пра­виль­ная дробь. Если уве­ли­чи­вать ее чис­ли­тель и зна­ме­на­тель на одну и ту же ве­ли­чи­ну  — она будет расти. Если чис­ли­тель уве­ли­чи­вать боль­ше, чем зна­ме­на­тель  — она тем более будет расти. Уве­ли­чи­вая c на 1 мы уве­ли­чи­ва­ем c в квад­ра­те не менее чем на 1. По­это­му вы­год­но уве­ли­чи­вать c до тех пор, пока это воз­мож­но. Итак, c=9.

Для числа 199 имеем:

f левая круг­лая скоб­ка 199 пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 163, зна­ме­на­тель: 199 конец дроби боль­ше дробь: чис­ли­тель: 162, зна­ме­на­тель: 198 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 11 конец дроби .

По­это­му мень­шие ре­зуль­та­ты рас­смат­ри­вать бес­смыс­лен­но.

Если a боль­ше или равно 3, то

f левая круг­лая скоб­ка n пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 3 умно­жить на 81, зна­ме­на­тель: 300 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 81, зна­ме­на­тель: 100 конец дроби мень­ше дробь: чис­ли­тель: 81, зна­ме­на­тель: 99 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 11 конец дроби .

Зна­чит, a=1 или a=2.

Если a=2, то

f левая круг­лая скоб­ка n пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 4 плюс b в квад­ра­те плюс 81, зна­ме­на­тель: 209 плюс 10b конец дроби мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 4 плюс 2 умно­жить на 81, зна­ме­на­тель: 209 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 166, зна­ме­на­тель: 209 конец дроби мень­ше дробь: чис­ли­тель: 171, зна­ме­на­тель: 209 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 11 конец дроби .

На­ко­нец, при a=1 имеем

f левая круг­лая скоб­ка n пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 1 плюс b в квад­ра­те плюс 81, зна­ме­на­тель: 109 плюс 10b конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 82 плюс b в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 109 плюс 10b конец дроби .

Возь­мем про­из­вод­ную от этого вы­ра­же­ния:

 дробь: чис­ли­тель: 2b левая круг­лая скоб­ка 109 плюс 10b пра­вая круг­лая скоб­ка минус 10 левая круг­лая скоб­ка 82 плюс b в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка 109 плюс 10b пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 10b в квад­ра­те плюс 218b минус 820, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка 109 плюс 10b пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби .

Оче­вид­но чис­ли­тель имеет ко­рень между b=3 и b=4 (а вто­рой его ко­рень от­ри­ца­те­лен), по­это­му про­из­вод­ная сна­ча­ла от­ри­ца­тель­на, а потом по­ло­жи­тель­на. Зна­чит, функ­ция сна­ча­ла убы­ва­ет, а затем воз­рас­та­ет. По­это­му наи­боль­шее зна­че­ние либо при b=9, либо при b=0. Срав­ни­вая  дробь: чис­ли­тель: 82, зна­ме­на­тель: 109 конец дроби и  дробь: чис­ли­тель: 163, зна­ме­на­тель: 199 конец дроби , вы­яс­ня­ем, что вто­рое боль­ше.

 

Ответ: а) нет; б) да; в)  дробь: чис­ли­тель: 163, зна­ме­на­тель: 199 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

— обос­но­ван­ное ре­ше­ние пунк­та а;

— обос­но­ван­ное ре­ше­ние пунк­та б;

— оцен­ка в пунк­те в;

— при­мер в пунк­те в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность най­ден­ной оцен­ки

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 265
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства